Полихромия

(Πολυχρωμία — многоцветность) — раскраска архитектурных и скульптурных произведений в разные цвета; употреблялась с самых древних времен вплоть до эпохи Возрождения. У древних греков она не ставила себе исключительною задачею воспроизводить действительные колера предметов, но имела целью придавать им лишь некоторое сходство с природою и рельефнее выставлять их отдельные формы. При этом выбор и сочетание цветов ставились в зависимость от требований более тонкого свойства, чем простое подражание натуре. В архитектуре П. употреблялась постоянно. В храмах дорического стиля раскрашивались эхины колонн, триглифы получали по большей части голубую окраску, поля метопов — красную или также голубую, для того чтобы резче выступали на них рельефы, которые иллюминовались в свою очередь; наконец, расцвечивались плоскость фронтона и украшения на карнизе. Таким же образом окрашивались и сооружения ионического и коринфского стилей. Прочие части здания (стволы колонн, поверхность стен и пр.) подцвечивались особым раствором воска. Постройки из более дешевого материала, чем мрамор или известняк, и потому оштукатуренные, расписывались более яркими красками. На статуях раскрашивалась одежда или сплошь, или только по краям, дабы таким образом отделяться от тела; губы получали красный цвет, волосы — желтый или черный; зрачки глаз отмечались также краскою, или же в них впускался особый сплав или вставлялись драгоценные камни. Блеск беломраморного тела смягчался вышеупомянутым восковым раствором. В цветущую эпоху древнегреческой пластики раскраска статуй производилась специальными художниками; так, напр., для Праксителя работал лучший из современных ему живописцев — Никий. В римском искусстве каждой отдельной части фигуры придавался ее цвет; были также сделаны попытки заменить П. в скульптуре составлением фигур из кусков разноцветного мрамора (так наз. полилитные статуи). Не меньшее значение имела П. в средневековой пластике, причем стремление подражать природе проявлялось гораздо сильнее, чем у греков; сохранилось до нашего времени немалое количество пестро расписанных и раззолоченных алтарных украшений немецкой и итальянской работы, а также отдельных фигур из дерева, камня, гипса и обожженной глины. Раскраска статуй не прекратилась и в эпоху Возрождения; особенно процветала она во Флоренции (портретные бюсты из терракоты и алтарные статуи и рельефы работы Луки де ла Роббии и его последователей) и в Испании. Даже во время господства стиля рококо Π. не была брошена окончательно; от этой поры дошли до нас многие деревянные статуи, расцвеченные матовыми красками и покрытые в некоторых частях позолотой. Весьма видную роль играла П. и в средневековом зодчестве. В готических сооружениях пучки капителей окрашивались в красный цвет, их лиственная орнаментация золотилась, а на компартиментах и ребрах стрельчатых сводов чередовалось золото с синевою. Обрамления алтарей, карнизы и фризы балюстрад, кафедр, дарохранильниц и проч. покрывались позолотой, тогда как остальные их части раскрашивались. С наступлением эпохи Возрождения П. почти совершенно исчезает из архитектуры и появляется вновь лишь в первой половине настоящего столетия по инициативе талантливых архитекторов Кленце, Вюлле-ле-Дюка, Гаузена (Афинской акд.), Земпера и Гнаута. Лет пятьдесят тому назад была сделана попытка снова ввести П. и в пластику (Джибсон). Вопрос о П. у древних греков возбудил обширную полемику между известным историком искусств Куглером ("Kleine Schriften zur Kunstgeschichte", т. I, стр. 265 и сл.) и Земпером (см. соответствующие главы его сочинения "Стиль", а также "Vorläufige Bemerkungen über bemalte Architectur und Plastik bei den Alten", Альтона, 1834; "Die vier Elemente der Baukunst", Брауншвейг, 1851). Победителем в споре оказался последний благодаря предпринятому им тщательному изучению древних памятников. См. Jahn, "Aus der Alterthumswissenschaft" (стр. 247 и сл., Бонн, 1868); I. Т. Hittorff, "L'architecture polychrome chez les Grecs" (П., 1851). В восьмидесятых, годах вопрос о П. в произведениях пластики был опять поставлен на очередь. Статья археолога Трея ("Sollen wir unsere Statuen bemalen", Б., 1885) послужила поводом к устройству в Берлинской национальной галерее выставки полихромных статуй, которая, в свою очередь, не осталась без влияния на современных скульпторов. Опыты сообщать статуям и бюстам полную раскраску делали: фон Юхтрип, Гарро Магнуссен, Г. Кокольский (в Берлине), Гюбнер (в Дрездене), Р. Мэзон (в Мюнхене) и М. Попов (в СПб.). Но все это были одиночные попытки ввести П. в практику, сводившиеся по большей части к приданию скульптурным произведениям мягкого матового тона или к натиранию их подкрашенным воском. По-видимому, настоящая П. найдет себе уместное применение в произведениях из гипса, глины, воска и т. п; что же касается мрамора, то к нему более подходит лишь легкое подкрашивание. Весьма удачными следует признать опыты полихромирования бронзовых статуй, произведенные при помощи гальванопластики.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Полихромия — (от Поли... и греч. chroa — цвет) многоцветность (не менее 2 цветов) произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры. П. достигается применением разноцветных материалов или путём окраски. Большая советская энциклопедия
  2. полихромия — И полихромия, -и, ж. иск. Многоцветность произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры. Полихромия в декорации фасадов. [От греч. πολύχρωμος — многоцветный] Малый академический словарь
  3. полихромия — орф. полихромия, -и Орфографический словарь Лопатина
  4. полихромия — ПОЛИХРОМИЯ и, ж. polychromie < гр. polychromos многоцветный. 1. техн. Многоцветность (обычно об окраске материалов, применяемых в архитектуре, скульптуре и прикладном искусстве. Крысин 1998. Словарь галлицизмов русского языка
  5. Полихромия — (от греч. polэs — многочисленный и chroma — цвет), многоцветность (не менее 2 цветов) произведения декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры. Полихромия достигается применением разноцветных материалов или путём окраски архитектурных и скульптурных форм и их частей. Художественная энциклопедия
  6. Полихромия — (от поли... и греч. chroma — цвет), многоцветность произведения декоративного прикладного искусства, скульптуры или архитектуры. Архитектурный словарь
  7. Полихромия — (polychromia; Поли- + греч. chrōma цвет, окраска) см. Плейохромия. Медицинская энциклопедия
  8. полихромия — ПОЛИХРОМИЯ, ПОЛИХРОМИЯ, -и; ж. [от греч. polys — многочисленный и chrōma — цвет] 1. Иск. Многоцветность художественного произведения (в архитектуре, скульптуре, прикладных искусствах). П. в декорации фасадов. П. каменной кладки. Богатая п. кафеля. Толковый словарь Кузнецова
  9. полихромия — [поли… + гр. цвет] – 1) многоцветность, особенно в отношении многоцветной окраски и применения материалов разных цветов в архитектуре, скульптуре и прикладных искусствах; 2) печатание в несколько красок Большой словарь иностранных слов
  10. ПОЛИХРОМИЯ — ПОЛИХРОМИЯ (от поли... и греч. chroma — цвет) — многоцветность произведения декоративного прикладного искусства, скульптуры или архитектуры. Большой энциклопедический словарь
  11. полихромия — полихромия ж. Многоцветность художественного произведения. Толковый словарь Ефремовой
  12. полихромия — См. полихроит Толковый словарь Даля