Пляска

Производимая более или менее быстрыми движениями ног, рук и всего тела и часто сопровождаемая криками и пением, сводится в первоначальном своем происхождении к свободному выражению охватывающих человека сильных ощущений: радости, гнева, любовной страсти, когда человек, подобно ребенку, прыгает от веселья, топает ногами от злости, кружится на месте и т. п. Дети и дикари особенно отличаются неудержимым выражением своих ощущений и страстей посредством рефлекторных движений, не поддающихся действию задерживающих центров мозга. П. характеризуется соблюдением ритма, который, впрочем, замечается и в движениях сердца и легких, а равно и в соединенных с перемещением и с выражением ощущений, так что ритм П. является лишь резче и сильнее выраженною естественною формою передвижения. Кроме гимнастического элемента, в танцах дикарей проявляется еще элемент мимический, подражающий известным движениям человека и животных. Это подражание могло быть первоначально бессознательным, рефлекторным, но в более развитой форме оно является обдуманным и часто свидетельствует о большой наблюдательности дикарей. П. играет важную роль в жизни примитивных пародов; всякое важное событие в жизни — урожай плодов, военный поход, мир и встреча с дружественным племенем, счастливая охота, посвящение отрока в юношу, обильный пир и т. п. —вызывает потребность в П., в усиленных, доводящих до полного утомления движениях. Корробори австралийцев — один из характерных образчиков таких танцев. Пляшут обыкновенно только мужчины, топая ногами, прыгая, махая руками, тогда как женщины сидят, поют и бьют такт руками; возбуждение все растет, одни ряды танцующих сменяются другими, женщины поют все громче, покуда, наконец, все пляшущие не сливаются в одну возбужденную массу, не теряющую, однако, такта. Иногда такие П., происходящие обыкновенно в лунную ночь или перед зажженными кострами, кончаются сатурналиями; вообще сладострастные ощущения играют немалую роль в гимнастических танцах. Военные танцы (напр., новозеландцев, индейцев) исполняются с оружием, дикими криками, страшными гримасами и ведут обыкновенно к усиленному воинственному возбуждению толпы. Мимические танцы заключаются в подражании прыганью кенгуру, беганью страуса, движению бизонов, преследованию охотников, гребле лодок, военным действиям и т. д. Удовлетворяя известной физической потребности, П. вызывает и эстетическое наслаждение, содействуя вместе с тем — на низших ступенях культуры — и развитию общественности. Танцы дикарей — обыкновенно массовые; в них принимают участие все молодые и взрослые мужчины (иногда — женщины); вся эта масса движется в такт, сливаясь как бы в один организм. Только война может еще так сплачивать людей; но П. является обыкновенно и подготовкой к войне, заменяя наши военные упражнения. С другой стороны, П. играла, вероятно, роль и в половом подборе: ловкий, сильный, искусный охотник и воин был обыкновенно и выдающимся плясуном и производил наибольшее впечатление, имел наибольший успех у женщин. Выражая собою наиболее сильные ощущения и желания, П. получила и религиозный характер, а мимические танцы, часто соединенные со своеобразными костюмами и масками, с объяснительными песнями и разговорами, послужили прототипом позднейших театральных представлений. Обе эти роли П. можно проследить в древнем Египте, у древних греков и римлян, у современных буддистов, в хороводах славянских народностей, в верчениях дервишей и хлыстов, наконец, в танцах, исполняемых иногда еще и теперь в Севильском соборе в Испании. Мало-помалу, однако, П. изменила свое значение; она приобрела более сладострастный характер, льстящий чувственности или симулирующий ухаживание и победу над женщиной, или же превратилась в искусство выделывать трудные па, ходить на носках, производить грациозные движения и т. п. (балет). Более естественный вид имеют до сих пор национальные танцы (цыганский, итальянская тарантелла, арагонская хота, венгерский чардаш, польская мазурка, малороссийский трепак, лезгинка, русская и т. п.), в музыке, темпе и движениях которых отражается непосредственная веселость и бодрое оживление народной массы. См. Хореография.

Д. А.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. пляска — -и, род. мн. -сок, дат. -скам, ж. 1. Действие по знач. глаг. плясать. Наверху, во втором этаже, шла пляска; дружно взвизгивали скрипки и время от времени подпевали голоса. Н. Успенский, Брусилов. Малый академический словарь
  2. пляска — Пля́с/к/а. Морфемно-орфографический словарь
  3. пляска — орф. пляска, -и, р. мн. -сок Орфографический словарь Лопатина
  4. пляска — • бешеная ~ • неистовая ~ Словарь русской идиоматики
  5. пляска — см. >> искусство, танец Словарь синонимов Абрамова
  6. пляска — Азартная, безудержная, безумная, бесшабашная (разг.), бешеная, бойкая, буйная, бурная, быстрая, вдохновенная, веселая, головокружительная, горячая, задорная, залихватская (разг. Словарь эпитетов русского языка
  7. пляска — • Безумная (П. Я.). • Быстрая (Мей). • Бешеная (П. Я.). • Волшебная (Пушкин). • Дикая (Бальмонт). • Знойная (Льдов). • Зыбкая (Сологуб). • Неистовая (Мей). • Упоительная (Фофанов). • Удалая (Некрасов). Словарь литературных эпитетов
  8. пляска — ПЛЯСКА -и; мн. род. -сок, дат. -скам; ж. 1. к Плясать. Устроить пляску. П. береговых огней. П. дрожащей головы. Ему не было равных в пляске. 2. Танец (обычно народный), музыка к этому танцу. Смотр-конкурс русской пляски. Ансамбль песни и пляски. Толковый словарь Кузнецова
  9. пляска — ПЛ’ЯСКА, пляски, ·жен. (·разг. ). 1. только ед. Действие по гл. плясать. «Почти вся ночь прошла в игре, пляске и пении.» Нарежный. 2. Танец (преим. народный). Народные пляски. «Смотреть до полночи готов на пляску с топаньем и свистом.» Лермонтов. Толковый словарь Ушакова
  10. пляска — пляска ж. 1. Танец (обычно народный). 2. Музыка к такому танцу. Толковый словарь Ефремовой
  11. пляска — См. плясать Толковый словарь Даля
  12. пляска — ПЛЯСКА, и, ж. 1. см. плясать. 2. Танец (обычно народный). Весёлые пляски. Толковый словарь Ожегова