Плебисцит

(Plebiscitum, plebei scitum). — П. в римском государственном праве называлось постановление, вотированное корпорацией плебеев без участия патрициев и предложенное одним из плебейских магистратов. Такие постановления должны были вотироваться в особых плебейских собраниях (concilia plebis). Они не требовали Senatus auctoritas (утверждения сената) и до 287 г. были сами по себе обязательны лишь для плебеев, а не для всего народа (populus). Возникновение П. относится к той эпохе, когда началась открытая борьба сословий патрицианского и плебейского, т. е. к началу V в. до Р. Хр., когда плебеи для ограждения своих прав создали трибунат и организовали собственные собрания (concilia), сперва по куриям, а с 471 г. — по трибам. С этого времени П. сделались орудием оппозиции плебеев против патрициев, которых только необходимость заставила примириться с новым положением дела. Ограничиваясь первоначально сферой чисто плебейских сословных интересов, П. постепенно захватили в свой круг государственно-правовые вопросы, касавшиеся всего народа. С III в. до Р. Хр. слово П. стало употребляться все реже и реже, заменяясь словом lex, и к I в. до Р. Хр. вовсе вышло из употребления. По мнению Ланге, первым П., имевшим законодательную силу и фактически признанным патрициями, был П. 494 г., определивший права плебеев как самостоятельного сословия и давший им неприкосновенных защитников в лице трибунов. В 471 г., с учреждением народных собраний по трибам, был обнародован второй (по Моммзену — первый) важный для плебеев закон — об избрании плебейских магистратов. Последовавший затем ряд П., направленных к тому, чтобы расширить права угнетенного сословия, быстро подвинул вперед дело плебеев, принудивших враждебную им партию если не юридически, то фактически признавать законную силу принятых плебсом постановлений. Особенно важное значение древние историки (Ливий, Дионисий) придавали закону Валерия и Горация (449), который принципиально определил законную силу и, вероятно, компетенцию П., признав их общеобязательными не только для плебеев, но и для всего народа. Закон 449 г. встретил, по-видимому, энергичный отпор со стороны патрициев, и хотя плебеям удалось за это время провести несколько П., имевших большое политическое значение (см. Плебеи), однако в 339 г. в законе диктатора Публилия Филона понадобилось повторение закона 449 г. о всеобщей обязательности П. Последний шаг в освобождении П. от сенатского veto сделал диктатор Гортензий законом 289 г., в котором в третий раз встречаются слова: ut plebiscita Universum populum tenerent. С этих пор П. были уравнены в силе с остальными законами (leges). В 88 г. до Р. Хр. Сулла временно возобновил старый закон о подчинении трибунских рогаций предварительному отзыву сената, но Помпей в 71 г. вернул П. их законодательную силу. Отрывочность и неясность известий, а также противоречия, встречающиеся у древних исследователей этого вопроса (историков и юристов), заставили новейшую историографию отнестись к нему со строгой критикой; единогласия по этому предмету между исследователями его до сих пор не установилось. Формальности, которыми обставлялось проведение П., были те же, что и для других законов. До 471 г. П. вотировались в куриатных собраниях, а с этого года — в трибных concilia, в обоих случаях под председательством плебейских трибунов, или эдилов. По праву в concilia plebis могли участвовать лишь плебеи, но de facto участвовал весь народ. Предварительные ауспиции были необязательны, но строго соблюдались auspicia caelestia во время самых собраний. Местами собраний служили forum (comitium), Капитолий, а также часть города вне Померия. Днями плебейских собраний были до 286 г. nuudinae, а позднее — обычные dies comitiales. Ср. Th. Mommsen, "Römische Forschungen" (Берлин, I т., 1864); его же, "Römisches Staatsrecht" (Лпц., III т., 1887); Lange, "Römische Altertümer" (B., I и II тт., passim, 1876, 1879); Ihoe, "Die Entwickelung d. röm. Tributcomitiea" ("Rhein. Mus." XXVIII, т. 1873); Tophoff, "De lege Valeria Horatia, Publilia, Hortensia" (Падерборн, 1852); Ptaschnik, "Die Publilische Rotation", в "Zts. für d. Oesterr. Gymn." (B., XVII т., 1866); его же, "Die Centuriatgesetze von 305 und 415 u. с." (там же, XXI т., 1870); его же, "Lex Hortensia" (там же, XXIII т., 1872); Hennés, "Das dritte Valerisch-horatische Gesetz und seine Wiederholungen" (Бонн, 1880); Soltau, "Die Gültigkeit der Plebiscite" (Берлин, 1884); Borgeaud, "Histoire de Plébiscite" (Женева, 1887); Виллемс, "Римское государственное право" (Киев, 1 ч., 1888).

Н. О.

П. как институт современного государственного права есть законодательное постановление, принимаемое или отвергаемое всенародным голосованием. Государственный строй, основанный на П., противоположен в этом отношении представительному: при последнем законодательные вопросы решаются коллегиями, избранными народом и представляющими его, при первом — непосредственно народом. П., следовательно, возвращает государство до некоторой степени к типу республик древности, с тем существенным отличием, что П. вполне совместим с представительством. Представительное собрание имеет право законодательной инициативы и обсуждения законов, на голосование же народа законопроект отдается лишь в окончательном виде, причем народ не имеет права вносить в закон поправки, а только принимает или отвергает его целиком. К институту П. весьма близок институт референдума (см.), так что между ними трудно указать принципиальное различие: термин П. употребляется во Франции и Италии, термин референдум — в Швейцарии. Референдум в Швейцарии применяется гораздо чаще и шире, чем П. во Франции; он действует там, как постоянный институт; на решение народа ставятся там почти все сколько-нибудь важные законопроекты, тогда как во Франции к П. прибегали только в исключительных случаях и для решения самых общих вопросов: перемены формы правления, принятия новой конституции. Впервые идея П. возникла во Франции в эпоху великой революции; ее неизбежно вел за собою принцип народного суверенитета. Первым актом конвента (21 сент. 1792), единодушно принятым по предложению Дантона, была "декларация о праве народа по отношению к конституции": "национальный конвент объявляет, что конституция не может войти в силу, не будучи принята народом". После смертного приговора над королем жирондисты потребовали конфирмации приговора народом, но требование это было отвергнуто. Конституция 24 июня 1793 г. постановляла, что все законы (отличавшиеся от декретов, издаваемых по менее важным вопросам) в случае желания, выраженного известной частью первоначальных народных собраний, должны идти на утверждение всенародного голосования. Закон этот никогда не был приведен в исполнение, но самая конституция была подвергнута голосованию и одобрена большинством 1801918 голосов против 11610. Так как избирателей уже в 1791 г. числилось 4298360, а с тех пор вследствие понижения возрастного ценза это число еще увеличилось, то в П., очевидно, не приняла участия и половина имевших на то право. Голосовать, по конституции 1793 г., имели право все граждане, достигшие 21 года и не лишенные политических прав. Конституция III г., уничтожив право обращения к народу по поводу каждого закона, сохранила его для изменений в конституции; правом голоса при П. должны были пользоваться лица, платящие подати и достигшие 25-летнего возраста. Самая конституция была одобрена большинством 1057380 против 49957 голосов. Консульская конституция VIII г. была принята на основании П. большинством 3011007 против 1562. Следующие два П. имели место по отношению к сенатусконсультам Х и XIII г., установившим сперва пожизненное консульство, потом империю; Acte additionnel 1815 г. также был принят П. Наполеон III воскресил П., считая его одною из важнейших "наполеоновских идей". После переворота 2 декабря 1851 г. на голосование был поставлен следующий П.. "французский народ... делегирует Людовику-Наполеону — Бонапарту власть, необходимую для утверждения конституции на основах, предложенных в его прокламации от 2 декабря 1851 г.". Отвечали "да" — 7439216 избирателей, "нет" — 640737. К подобным же результатам привел следующий П., утвердивший сенатусконсульт о восстановлении империи. В последний раз Наполеон прибегнул к П. в мае 1870 г. П. гласил следующее: "Французский народ одобряет либеральные реформы, произведенные в конституции с 1860 г. императором при помощи органов государственной власти, и ратификует сенатусконсульт 20 апреля 1870 г.". Голосование было всеобщее и тайное; тем не менее все средства были употреблены к тому, чтобы П. удался: застращивания, подкуп, спаивание избирателей, арест враждебных П. агитаторов и т. д. Из урн было вынуто 1538825 бюллетеней со словом "нет", 7824189 — со словом "да". Наконец, был еще один частный П. в Париже, в ноябре 1870 г., которым власть была утверждена за правительством национальной обороны. С тех пор П. не практиковался: в конституции 1875 г. на него нет указаний. Ген. Буланже стремился к восстановлению его; выступая на всех дополнительных выборах в 1888—89 гг., он устраивал как бы нечто в роде П., но не достиг цели. Все республиканцы во Франции теперь безусловно враждебны этому институту, считая его выгодным только для цезарианских стремлений. В Италии П. применялся только по вопросам о присоединении или отчуждении государственной территории.

П. в международном праве впервые был применен также в эпоху французской революции: жителям Авиньона было предоставлено (1791) высказаться в пользу или против присоединения к Франции. Подача голосов производилась открыто, под надзором трех французских комиссаров, из которых один на вопрос, будет ли гарантирована безопасность вотирующих, отвечал: "опасности нет для тех, которые будут вотировать за присоединение, но я не отвечаю за головы тех, кто будет голосовать за папу". С такими же гарантиями производились П. по вопросу о присоединении Савойи (1792) и Бельгии (1793). В 1860 г. к П. вновь прибегли итальянские революционеры, когда вопрос шел о присоединении к Сардинии Тосканы, Пармы, Модены, потом Неаполя; здесь свобода подачи голосов везде была полная. П., в том же 1860 г. доставивший Франции Савойю и Ниццу, был организован Наполеоном III и велся по французской системе. В 1866 г. Венеция была уступлена Италии, в 1870 году к ней присоединен Рим, также на основании П. Последний случай применения П. имел место в 1877 г., когда Швеция уступила Франции о-в Варфоломея. Все П. при отчуждении территории можно разделить на две группы: 1) когда государство, присоединяющее к себе территорию, либо вполне уверено в исходе П., либо мало в нем заинтересовано (тогда при П. оставляется вотирующим свобода голосования) и 2) когда государство не уверено в успехе, но сильно в нем заинтересовано; тогда производится сильнейшее давление на голосующих, обращающее П. в комедию или фарс. Ср. Störk, "Option und Plebiscit" (Лпц., 1879); Soltau, "Die Gültigkeit der Plebiscite" (Б., 1894); Ладыженский, "О П. в международном праве" (М., 1883); Faustin-Helie, "Les constitutions de la France" (П., 1880). В беллетристической форме, но исторически совершенно верное изображение П. 1870 г. и его последствий представляет рассказ Эркмана-Шатриана: "История П." ("Сочинения", СПб., 1897, I).

В. Водовозов.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Плебисцит — (лат. plebiscitum, от plebs — простой народ и scitum — решение, постановление) 1) в Древнем Риме постановление, принимаемое собраниями плебеев (См. Плебеи). Возник в начале 5 в. до н. э. Большая советская энциклопедия
  2. плебисцит — -а, м. 1. ист. Постановление, принимаемое на собраниях плебеев в древнем Риме. 2. Всенародное голосование, устраиваемое для решения особо важных вопросов; референдум. Провести плебисцит. [От лат. plebiscitum — решение народа] Малый академический словарь
  3. ПЛЕБИСЦИТ — ПЛЕБИСЦИТ (от лат. pfebs — простой народ, простолюдин, чернь и scitum — решение) — англ. plebiscit; нем. Plebiszit. Всенародное голосование. см. РЕФЕРЕНДУМ. Социологический словарь
  4. ПЛЕБИСЦИТ — (лат. Plebiscitum) — 1) В Др. Риме постановление, принимаемое собраниями плебеев: до 471 до н. э. по куриям, потом по трибам. Возник в нач. 5 в. до н. э. в период сословной борьбы патрициев и плебеев. Советская историческая энциклопедия
  5. плебисцит — Плебисци́т/. Морфемно-орфографический словарь
  6. плебисцит — орф. плебисцит, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. плебисцит — ПЛЕБИСЦИТ а, м. plébiscite m. <�лат. plebiscitum народное решение. 1. В древнем Риме — закон или решение, принятое собранием плебеев. БАС-1. 2. Один из видов всенародного голосования, устраиваемого для решения каких-л. особенно важных вопросов. Словарь галлицизмов русского языка
  8. ПЛЕБИСЦИТ — Принятие государственного решения по важному вопросу путем голосования народа. Часто он отождествляется с референдумом, поскольку практически не отличается от последнего по процедуре проведения, форме принятия решений и их юридической обязательности. Словарь по конституционному праву
  9. Плебисцит — • Plebiscītum постановление трибутных комиций, называвшееся по имени вносившего предложение, тогда как senatus consulta назывались по своему содержанию. Об их законодательной силе см. Comitia, Комиции, 3. Словарь классических древностей
  10. плебисцит — Заимств. в XX в. из франц. яз., в котором plébiscite < лат. plebiscitum, сращения слов plebis «народа» (род. п. от plebs «народ», ср. плебей) и scitum «решение» (от sciscere «решать, голосовать» (в пользу кого-, чего-л.). Плебисцит буквально — «решение народа». Этимологический словарь Шанского
  11. плебисцит — ПЛЕБИСЦИТ -а; м. [лат. plebiscitum — решение народа] 1. В Древнем Риме: постановление, принимаемое на собраниях плебеев. 2. Один из видов всенародного голосования, устраиваемого для решения особо важных вопросов; референдум. Провести... Толковый словарь Кузнецова
  12. плебисцит — (лат. plebiscitum, от plebs — простой народ и scitum — решение, постановление) — опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории. в некоторых странах (напр., во Франции) считается синонимом референдума. Большой юридический словарь
  13. плебисцит — Плебисцита, м. [от лат. plebiscitum – букв. решение народа] (полит.). 1. В древнем Риме – закон, принятый собранием плебеев по трибам (истор.). 2. Всенародное голосование, устраиваемое для решения каких-н. особенно важных вопросов, то же, что референдум. Большой словарь иностранных слов
  14. плебисцит — ПЛЕБИСЦ’ИТ, плебисцита, ·муж. (от ·лат. plebiscitum — ·букв. решение народа) (полит.). 1. В древнем Риме — закон, принятый собранием плебеев по трибам (·ист. ). 2. Всенародное голосование, устраиваемое для решения каких-нибудь особенно важных вопросов, то же, что референдум. Толковый словарь Ушакова
  15. плебисцит — Это слово, имеющее значение "всенародное голосование по важнейшему для нации вопросу", было заимствовано в XX в. из французского, где plebiscite восходит к латинскому plebiscitum, образованному сращением слов plebis – "народ(а)" и scitum – "решение". Этимологический словарь Крылова
  16. ПЛЕБИСЦИТ — ПЛЕБИСЦИТ (лат. plebiscitum, от plebs — простой народ и scitum — решение, постановление) — 1) в Др. Риме постановление, принимаемое собраниями плебеев. 2) Один из видов народного голосования. Большой энциклопедический словарь
  17. плебисцит — плебисцит м. 1. Закон или решение, принятые собранием плебеев (в Древнем Риме). 2. Один из видов всенародного голосования, устраиваемого для решения каких-либо особенно важных вопросов. Толковый словарь Ефремовой
  18. плебисцит — ПЛЕБИСЦИТ, а, м. (спец.). Опрос всего населения для решения особо важного вопроса, референдум. Провести п. | прил. плебисцитарный, ая, ое и плебисцитный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова