Перспектива

Представим себе, что между нашим глазом и рассматриваемым предметом помещается прозрачная, вертикальная плоскость (например стеклянная). Лучи зрения, направляясь от каждой точки предмета к нашему глазу, пересекают эту плоскость в точках, образующих П., или картину предмета. Вертикальная плоскость, вмещающая в себе картину, называется картинной плоскостью; место глаза наблюдателя — точкой зрения. Пусть KS (черт. 1) есть картинная плоскость, M — точка зрения наблюдателя, стоящего на горизонтальной плоскости PQ в точке N и смотрящего на какой-нибудь предмет, находящийся от него за картинной плоскостью.

Перспектива

Черт. 1.

Плоскость PQ называется земной плоскостью, а ее пересечение с картиной, т. е. линия RS — земной линией, или основанием картины. Опустим из точки зрения M перпендикуляр МО на картину, который пересечет ее в точке О, называемой проекцией точки зрения. Горизонтальная плоскость, проходящая через указанный перпендикуляр МО, — называется плоскостью горизонта (на чертеже она означена пунктиром), а линия ее пересечения DE с картиной — линией горизонта, или просто горизонтом. Отложив от точки О на линии горизонта две части OD и ОЕ, равные расстоянию МО глаза от картины, получим две точки D и Е, называемые точками отдаления. Пусть на земной плоскости находится плоский предмет, например треугольник ABC, на который наблюдатель смотрит из точки зрения М. Проведем лучи зрения от точек A, B и C в точку M, и пусть эти лучи пересекают картину в точках a, b и c. Соединив эти последние прямыми линиями, получим П. abc треугольника ABC. Вообразим себе, что плоскость картины KS вращается около земной линии RS (в направлении, показанном строками на дугах) до тех пор, пока не совпадет с земной плоскостью PQ, так что обе плоскости составят одну общую плоскость PQ (черт. 2). Плоскости эти называются совмещенными, или эпюром. На эпюре N есть место наблюдателя, RS — земная линия, или основание картины, O — проекция точки зрения, DE — линия горизонта, точки D и E точки отдаления. П. треугольника ABC, помещенного за картинной плоскостью, есть abc. Нужно уметь изображать на эпюре П. каждого предмета, находящегося за картинной плоскостью, а для этого достаточно только уметь находить перспективу одной точки, потому что соединением на картине П. точек, получится П. предмета.

Перспектива. Рис. 1

Черт. 2. Черт. 3.

Пусть дана точка А (черт. 3), лежащая на земной плоскости, найдем ее П. Для этого найдем на картине две прямые линии, проходящие через П. точки, место пересечения которых и определит искомую П. Из точки зрения M и из данной точки А опустим перпендикуляры MO и AV на картину и основания их О и V соединим прямой OV, на которой лежит П. a точки A, потому что эти перпендикуляры параллельны между собой и лежат в одной плоскости с лучом зрения AM и с линией OV, а П. точки А должна находиться на луче зрения и на картине. Из тех же точек M и А проведем две горизонтальные и параллельные между собой прямые под углом 45° к картинной плоскости, а именно MD и АХ (причем первая пройдет через точку удаления D, так как прямоугольный треугольник MOD должен быть равнобедренным, имея угол в 45°, т. е. MO = OD). Основания D и Х этих прямых соединим прямой DX, на которой лежит П. точки А, потому что прямые MD и АХ параллельны и лежат в одной плоскости с линией DX и с лучом зрения AM. Точка пересечения а прямых OV и DX есть П. точки А. Следовательно, чтобы найти П. точки A, лежащей на земной плоскости, должно: провести на земной плоскости из точки А две прямые до встречи с земной линией, а именно: одну перпендикулярную земной линии и другую под углом 45° к ней; точку встречи первой — соединить с проекцией глаза, а второй — с той из двух точек отдаления, через которую проходит параллель из точки зрения ко второй прямой. Пересечение двух прямых, соединяющих указанные точки, дает П. точки. Указанное построение выполняется в совмещенном положении плоскостей (на эпюре) с тем только различием, что данная точка берется не за картиной в точке A, а перед ней, на стороне глаза, в точке А' (черт. 4), на перпендикуляре АА' к земной линии, делящемся в основании его В пополам.

Перспектива. Рис. 2

Черт. 4.

Построение делается так: из точки А' опускается перпендикуляр А'В на земную линию, из основания В которого описывается радиусом равным ВА1 дуга до пересечения в Х с земной линией; точка В соединяется прямой ВО с проекцией О глаза, а точка X — прямой XD с точкой отдаления D. Пересечение этих двух линий дает П. a точки А. Если точка А не лежит на земной плоскости, то находят П. высоты точки над земной плоскостью, т. е. П. перпендикуляра AB (черт. 5), где точка В есть проекция точки А на земную плоскость, или план точки А. Если из точки зрения M проведем лучи зрения в концы этой высоты A и B, то пересечение этих линий a и b с картиной определит П. ab высоты AB. Для определения П. высоты сделаем два замечания: 1) П. ab высоты AB перпендикулярна земной линии RS, потому что ab параллельна AB, как сечение картинной плоскости KS плоскостью МАВ, проходящей через прямую АВ, параллельную плоскости KS. 2) Если (как и в случае, когда точка А лежит на земной плоскости) из точек А и M опустим перпендикуляры AV и МО на картину и их основания соединим прямой VO, то эта прямая пройдет через П. точки A. Чтобы найти П. высоты AB, поступают так: опускают перпендикуляр AV из точки А на картину и основание его V соединяют с проекцией О глаза прямой OV, на которой лежит П. a точки A; после того находят П. b проекции В точки А на земную плоскость (способом, уже показанным раньше) и из этой точки b восстанавливают на картине перпендикуляр ba к земной линии RS до пересечения с проведенной прямой OV в точке a, которая есть П. А, а линия ba есть П высоты AB.

Перспектива. Рис. 3

Черт. 5. Черт. 6.

В совмещенном положении плоскостей это построение делается так: план, или проекцию, точки А берут опять на стороне глаза в точке В' (черт. 6), строят П. этой точки (как точки, лежащей на земной плоскости); от основания G перпендикуляра, опущенного из В' на земную линию RS, на продолжении его откладывают истинную высоту GV точки А и точку V соединяют с проекцией О глаза прямой OV; перпендикуляр ba к земной линии RS встретит линию OV в П. a точки A, и П. высоты AB будет ab. Для построения П. какого угодно предмета поступают так: рисуют план предмета на земной плоскости на стороне глаза, симметрично относительно картины с действительным планом, лежащим за картинной плоскостью, и строят П. точек плана; потом, измеряя в действительности высоты разных точек предмета, строят их П. Полученные таким образом точки на картине определяют искомую П.

Д. Гика.

Приложение вышеизложенных основных правил перспективного построения к изображению на картинной плоскости параллельных между собой линий приводит к следующим заключениям. 1) Если линии параллельны между собой и к картинной плоскости, то изображения их на последней тоже параллельны между собой, причем горизонтальные останутся и в изображении горизонтальными. 2) Линии, параллельные между собой и перпендикулярные в картинной плоскости, изобразятся линиями сходящимися, которые по достаточном продолжении пересеклись бы все в одной точке на линии горизонта — проекции точки зрения. 3) Линии, параллельные между собой, но не параллельные и не перпендикулярные к картинной плоскости, изобразятся на последней линиями, имеющими на линии горизонта точки схода, определяемые без затруднений. Прилагаемый здесь черт. 7 изображает построенную по вышеизложенным правилам внутренность здания рынка.

Перспектива. Рис. 4

Черт. 7. Внутренность здания рынка.

В ней точка схода обозначена буквой A, что соответствует букве О на предыдущих чертежах.

Вышеизложенные правила геометрической П. не могут быть полностью применены к художественным изображениям даже и в тех случаях, когда изображаются здания. Для примера положим, что вертикальное стекло или картинная плоскость параллельны горизонтальной линии, проходящей через центры трех равной величины шаров. Положим, что П. точки зрения приходится в центре одного из шаров, а другие два шара находятся направо или налево от первого. Если из действительной точки зрения провести, как из вершины, три конуса, охватывающие три шара — пересечение одного конуса с картинной плоскостью будет круг, а двух других — эллипсы; следовательно, только один шар в перспективе изобразится кругом. Однако странно было бы изобразить на плоской картине овал для изображения шара, потому что картина может быть рассматриваема из различных точек, в особенности если ее размеры велики. Изображая шар всегда кругом на картине, художник отступает от геометрической П.; подобным образом, изображая колоннаду, параллельную картинной плоскости, не делают боковые колонны толще центральных или в толпе людей — боковые фигуры толще средних. Если изображена группа людей внутри здания, то параллельные линии, не параллельные картинной плоскости здания, должны иметь точку схода и фигуры людей, расположенные вдоль этих линий, будут по мере удаления уменьшаться на изображении сообразно с требованиями геометрической П., но фигуры центральные и боковые изображаются не с полным выполнением этих правил, а представляют смешение ортогональной проекции с картинной. Изображения камеры обскуры не могут полностью служить для руководства художников, потому что края таких изображений перспективно обезображены (см. Фотографическая П.). В изображениях внутренности зданий, в особенности малых пространств, художники бывают принуждены отступать от геометрической П. в том отношении, что точку зрения должны избирать более удаленной от картинной плоскости, чем в действительности, для того, чтобы небольшая комната, например, не показалась очень глубокой или чтобы предметы, несколько удаленные, не казались бы чрезмерно далекими, что составляет обыкновенный недостаток фотографических изображений.

П. воздушная основана на физических законах, но в большинстве частностей художник обращается к личным и непосредственным наблюдениям. Воздух поглощает свет, изменяя тона отдаленных предметов; общий тон дали приближается к синему или голубому. Близкие предметы даже и в случае их действительной одноцветности кажутся разнотонными в разных частях, освещенных светом, отраженным другими предметами, как близкими, так и удаленными. Очертания отдаленных предметов, представляя в сущности границы между неодинаковыми тонами, вследствие слияния тонов менее определенны, чем контуры предметов, к нам близких. Старинные художники не соблюдали воздушной П. в фоне религиозных и мифологических картин, пейзажисты первые научились передавать ее в своих произведениях, которые без воздушной П. почти не имеют никакого художественного значения.

Ф. Петрушевский.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Перспектива — С центром S- отображение плоскости p в плоскость p', при к-ром каждой точке Мплоскости p ставится в соответствие точка М' пересечения прямой SM с плоскостью p' (если прямая SM не параллельна плоскости p'; см. рис.). В проективной геометрии... Математическая энциклопедия
  2. Перспектива — (франц. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) система изображения объёмных тел на плоскости или какой-либо иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удалённость отдельных их частей от наблюдателя. Возникновение понятия... Большая советская энциклопедия
  3. ПЕРСПЕКТИВА — ПЕРСПЕКТИВА – система изображения объемных тел на плоскости, а в сфере художественной – наука построения форм и определения пропорций, создающих натуральное (натуралистическое) отображение предметов и сцен реального мира... Новая философская энциклопедия
  4. перспектива — -ы, ж. 1. Вид вдаль, открывающийся с какого-л. места, видимое глазом пространство. Шорох дождя побежал по горам, а густой туман стал заволакивать перспективу. Чириков, На стоянке. Его телега расплылась мутным пятном в дальней перспективе улицы. Малый академический словарь
  5. ПЕРСПЕКТИВА — ПЕРСПЕКТИВА (от лат. perspicio — ясно вижу) — англ. perspective; нем. Perspektive. 1. Изображение предметов на к.-л. поверхности в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, к-рое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя... Социологический словарь
  6. перспектива — Перспекти́в/а. Морфемно-орфографический словарь
  7. перспектива — орф. перспектива, -ы Орфографический словарь Лопатина
  8. перспектива — Соотносительное размещение предмета, наблюдателя, источника освещения и границы обозримого пространства. План – объем поля зрения, занимаемый предметом и позволяющий фиксировать предмет с большей или меньшей степенью подробности. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  9. перспектива — В перспективе (иметь что, быть у кого) — в будущем, впереди, в виду. ► У него в перспективе научная экспедиция. Фразеологический словарь Волковой
  10. перспектива — ПЕРСПЕКТИВА ы, ж. perspective f. 1. Даль, пространство, охватываемое глазом. БАС-1. Подгнившие избушки снесены, и на место их выстроены новые с "веселыми перспективами" и романическими перистилями". Данилевский Ек. Великая. // ПСС... Словарь галлицизмов русского языка
  11. перспектива — • огромная ~ Словарь русской идиоматики
  12. перспектива — Дизайн Изменение форм, размеров и окраски предмета при увеличении расстояния до него. Словарь компьютерных терминов
  13. перспектива — см. >> будущий, вид, надежда, ожидание Словарь синонимов Абрамова
  14. Перспектива — (франц. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу), система изображения объёмных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удалённость от наблюдателя. Художественная энциклопедия
  15. перспектива — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? перспективы, чему? перспективе, (вижу) что? перспективу, чем? перспективой, о чём? о перспективе; мн. что? перспективы, (нет) чего? перспектив, чему? перспективам, (вижу) что? перспективы, чем?... Толковый словарь Дмитриева
  16. перспектива — Заимств. в XVII в. из ср.-лат. яз., где perspectiva (ars) < perspectiva (буквально — «(искусство) видеть находящееся впереди»), суф. производного от perspicere «видеть насквозь, проникать взором». Этимологический словарь Шанского
  17. Перспектива — Протяженная аллея или улица, воспринимаемая как многоплановая композиция с развитием в глубину. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  18. перспектива — ПЕРСПЕКТИВА -ы; ж. [франц. perspective] 1. Вид вдаль, охватываемое глазом пространство. Дальняя, далёкая п. Теряться в перспективе. В перспективе показалась движущаяся точка. // Панорама чего-л., окидываемого взглядом с определённой точки. Толковый словарь Кузнецова
  19. перспектива — Перспективы, ж. [от лат. perspectus – сквозь что-н. увиденный, рассмотренный] (книжн.). 1. Даль, пространство. 2. только ед. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке... Большой словарь иностранных слов
  20. перспектива — ПЕРСПЕКТ’ИВА, перспективы, ·жен. (от ·лат. perspectus — сквозь что-нибудь увиденный, рассмотренный) (·книж. ). 1. Даль, пространство. В перспективе все это имело другой вид. 2. только ед. Толковый словарь Ушакова
  21. перспектива — Заимствовано из латинского, где perspectiva из ars perspectiva (буквально – "искусство видеть то, что впереди"), образовано суффиксальным способом от perspicere – "видеть насквозь". Этимологический словарь Крылова
  22. ПЕРСПЕКТИВА — ПЕРСПЕКТИВА (франц. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) — 1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком. Большой энциклопедический словарь
  23. Перспектива — (фр. perspective, от лат. perspicio – ясно вижу) 1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком; 2) воздушная перспектива передает изменения в цвете и в ясности очертаний предметов на расстоянии. Словарь по культурологии
  24. ПЕРСПЕКТИВА — Перспективный, будущий период. Экономический словарь терминов
  25. перспектива — перспектива I ж. 1. Даль, пространство, охватываемые глазом. 2. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности предметы в соответствии с кажущимся изменением величины, очертаний, четкости... Толковый словарь Ефремовой
  26. перспектива — перспекти́ва начиная с Петра I (Смирнов 225), народн. переспекти́ва изменено по аналогии слов на пере-. Через нов.-в.-н. Perspektive или франц. реrsресtivе от ср.-лат. реrsресtivа (ars) "искусство перспективного изображения"; см. IIIульц–Баслер 2, 471. Этимологический словарь Макса Фасмера
  27. перспектива — ПЕРСПЕКТИВА ж. лат. вид вдаль, вперед, на расстоянье, с обстановкой по пути разными предметами; || видимое, мнимое умаленье предметов и перекошенье их очертаний, по законам зренья; || изображенье, по сим законам, толстых предметов на плоскости. Толковый словарь Даля
  28. перспектива — ПЕРСПЕКТИВА, ы, ж. 1. Искусство изображать на плоскости трёхмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, чёткости предметов, к-рое обусловлено степенью отдалённости их от точки наблюдения. Законы перспективы. Толковый словарь Ожегова