Парсы

Огнепоклонники, последователи Зороастра: племя иранского происхождения, представители которого живут в Индии (89 тыс. по переписи 1891 г.), в Персии (по сведениям 1879 г. 8499; см. Houtum-Schindler, "Die Parsen in Persieu, ihre Sprache und einige ihrer Gebräuche", "Zeitschr. d. Deutsch. Morgenl. Gesellsch.", 1882, т. XXXVI), в Иезде и Кермане. Индийские П. вышли из Персии около 720 г. по Р. Хр., после падения династии Сассанидов, спасаясь от мусульманского фанатизма. Они нашли себе убежище на п-ове Гузерате и оттуда уже распространились далее на Ю. При этом П. оставили свой родной язык и приняли новоиндийский язык гузерати (см.). Перейдя П. до сих пор сохранили свое родное иранское наречие, отличающееся, до известной степени, от окружающих его новоперсидских говоров (см. цитир. выше статью Houtum-Schindler'a). Положение индийских П., живущих большей частью в Бомбее, блестящее, сравнительно с униженным и презренным местом, занимаемым их персидскими единоверцами (гебрами). Среди первых много богатых купцов (торговые дома в Бомбее, Калькутте, Гонг-Конге, Шанхае, Лондоне, Иокогаме, Египте и т. д.), много людей, получивших европейское образование и даже ученую известность, тогда как вторые в культурном отношении стоят не выше господствующего населения Персии, а в общественном подчинены целому ряду унизительных ограничений. Внешностью своей (светлый, иногда оливковый цвет лица, интеллигентные черты) и умственными способностями П. напоминают европейцев, с которыми охотно сближаются. В новейшее время многие индийские П. отправляются в Англию для получения образования, большей частью юридического, и, вернувшись в Индию, занимаются адвокатурой, гражданской службой, литературой и наукой. С особым интересом парсы работают над исследованием своей старины, под влиянием европейских ученых, трудами которых они живо интересуются Почти все взрослые П. Индии свободно говорят по-английски; многие, даже в семейном кругу, совсем оставили употребление гузерати. Наружностью своей П. напоминают персов: к красивый орлиный нос, яркие черные глаза, красиво очерченный подбородок, сильно выгнутые брови, толстые чувственные губы, слегка волнистые усы. Женщины их деликатного сложения, черноглазы, с тонкими дугообразными бровями и густыми черными волосами, которые они украшают жемчугом и драгоценными камнями. Они могут свободно являться на улицах с непокрытым липом. Все домашнее хозяйство предоставлено в их полное распоряжение. Гостеприимство, общительность и благотворительность — главные добродетели П. Благотворительность, возведенная религией П. в основной принцип их морали, делает нищенство среди них неизвестным. В одном Бомбее П. учреждено 32 разных благотворительных и общественных заведений, в том числе образцовая по своему устройству школа на 1000 девочек и мальчиков. П. славятся также ловкостью, энергичной деятельностью и предприимчивостью, сделавшими их торговый кредит неограниченным. Костюм мужчин состоит из широкой сорочки, представляющей самую священную часть одежды (ибо носится прямо на теле); сверху надевается длинный кафтан или сюртук, опоясанный трижды священным поясом. На голове носится тюрбан или шляпа, вроде камилавки, сохраняемая на голове в присутствии равных; на ногах — башмаки желтого или красного сафьяна. Костюм женщин состоит из длинной полосы цветной шелковой материи, обертываемой кругом всего тела. Роды у П. происходят на дворе дома, так как каждый П. должен начать свою жизнь в унижении; только "добрые мысли, слова и дела" могут возвысить его в этой и будущей жизни. После родов мать должна выдержать сорокадневное отчуждение от всех членов семьи, считаясь до этого срока нечистой. На седьмой день после рождения к ребенку призывается жрец-астролог, составляющий для него гороскоп, который потом хранится в семейном архиве. Семи лет мальчика впервые омывают коровьей мочой (nirang) и надевают на него пояс веры, сплетенный из 72 нитей (= 72 главы Ясны, одной из книг Авесты). С этого возраста для П. начинается нравственная ответственность за поступки. Ребенок, умерший до этой церемонии, идет прямо к Агурамазде (Ормузду). Свадьба у П. сопровождается сложным и пышным ритуалом, а день ее определяется астрологом. Браки между близкими родственниками считаются похвальным делом. От индусов П. усвоили обычай заключать браки в детском возрасте. Тело умершего выставляется на сведение хищных птиц в особом сооружении (так наз. "башне молчания"), так как сожжение его или зарывание в землю оскверняет огонь и воду.

Ср. Williams Monier, "Modern India and the Indians" (4 изд., Л., 1887); Dosabhai Framji Karaka, "History of the Parsis" (Лондон, 1884); Spiegel, "Avesta aus dem Grundtext übersetzt" (Лейпциг, 1852— 63); M. Haug, "Essays on the sacred language, writings and religion of the Parsis" (3 изд., Л., 1884).

С. Б—ч.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Парсы — Члены одной из религиозных общин Индии. Численность свыше 100 тыс. чел. (1973). П. живут главным образом в Бомбее и являются потомками зороастрийцев, пришедших из Ирана в 7—10 вв. после его завоевания арабами и осевших в основном в Гуджарате. Большая советская энциклопедия
  2. ПАРСЫ — Потомки зороастрийцев в Индии, бежавших сюда в 7-10 вв. из Ирана после араб. завоевания. Числ. — ок. 130 т. ч. (1965); живут в осн. в городах Зап. Индии (гл. обр. в Бомбее). Религия П. — парсизм возводит материальное процветание в цель жизни. Б. ч. Советская историческая энциклопедия
  3. парсы — орф. парсы, -ов, ед. парс, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. Парсы — Секта, придерживающаяся зороастризма. Распространена в Индии (в основном в Гуджарате) и Пакистане... Краткий религиозный словарь
  5. ПАРСЫ — ПАРСЫ — религиозная община зороастрийцев в Зап. Индии и в Пакистане (см. Зороастризм). Парсы — потомки выходцев из Ирана, поселившихся в Индии в 7-10 вв. (главным образом в Гуджарате) после завоевания Ирана арабами. Большой энциклопедический словарь