Панафинеи

(Παναθήναια) — древнейший аттический праздник в честь Афины Полиады и Эрехтея, восходит к доисторическому времени, как ликейский и олимпийский праздники; учреждение его, по преданию, относится к 729 г. до 1-й олимпиады. Праздник назывался сперва Άθήναια и лишь позднее, при Тезее, установителе синойкизма и устроителе гор. Афин, получил значение всеафинского праздника. Помимо религиозных обрядов в честь Афины, в состав древнейших П. входили конные состязания. При Писистрате (или незадолго до него) П. были реорганизованы, праздник получил великолепное и торжественное устройство, но с этого времени главный обряд его — принесение богине нового пеплоса — совершался лишь раз в 4 года, а именно в 3-й год каждой олимпиады. Этот праздник, получил название великих П., в отличие от ежегодно справлявшихся (кроме 3-го года каждой олимпиады) малых П. К эпохе Писистрата относится введение гимнастических и рапсодических агонов. Получивший широкую и торжественную организацию, праздник с этого времени приобрел великое национальное значение; на П. стекались огромные массы народа как из Аттики, так и из других областей Греции. Праздник происходил в последние дни месяца гекатомбеона (от 21 или 24 до 28 числа). Первый день (иногда первые 2 и даже 3 дня) был посвящен состязаниям рапсодов, которые пели Гомеровские поэмы; позднее на этих состязаниях допускались другие произведения, которые читались самими авторами. При Перикле к литературным состязаниям были присоединены музыкальные, для чего было построено особое здание — Одеон. На музыкальные состязания допускались кифареды, кифаристы, авледы и авлеты. Победители получали оливковый венок, украшенный золотом, стоимостью от 1000 до 100 драхм. Следующие дни до 27 гекатомбеона были посвящены конным и гимнастическим состязаниям. Наградой служили ветви священной оливы и амфора с маслом. В ночь накануне последнего дня старшие жрицы пели религиозные гимны в честь Афины; тогда же молодые жрицы устраивали хоры и пляски. Последний день праздника (28 число) был кульминационным пунктом торжества. Приносилась гекатомба, совершалась торжественная процессия к храму Афины и надевался новый пеплос на статую богини. Процессия носила весьма торжественный характер. В ней участвовали победители в играх предыдущих дней, руководители жертвоприношений от афинян и иностранцев, всадники, полководцы (таксиархи и стратеги), красивейшие старцы с оливковыми ветвями (фаллофоры), девушки с корзинами на головах (канефоры), жены и дочери метеков (скиандефоры и дифрофоры, т. е. несущие зонтики и стулья для канефор), затем афинский народ по демам. Вся эта процессия сопровождала пеплос — покрывало, изготовленное для богини особыми работницами, под руководством двух аррефор и жриц. Вновь изготовленное покрывало богини, в виде паруса, прикреплялось к мачтам священного панафинейского корабля, который, с помощью особых машин, подвигался по улицам к акрополю. На пеплосе были вытканы картины подвигов богини (άριστεΐα), особенно победы ее над Энкеладом и гигантами. Процессия начинала двигаться из Керамика, проходила площадь, по направленно к Элевзинию (в вост. части Акрополя), огибала акрополь мимо Пелазгика (в сев. части акрополя) и достигала Пропилеи. После этого устраивались жертвоприношения в честь Афины Гигиейи и Афины Нике и приносилась гекатомба Афине Полиас, на большом алтаре в вост. части Акрополя. В заключение торжества устраивался религиозный пир, для которого раздавали мясо жертвенных животных по демам; число участников было ограничено. Музыкальные, гимнастические и конные состязания устраивались под руководством атлотетов. Атлотеты, числом 10, избирались на 4 года, т. е. на каждый праздник, по одному из каждой филы. Гимназиархи руководили факельным бегом, демархи стояли во главе лиц, выборных от демов для участия в процессии и пире, мастигофоры смотрели за порядком. Ср. Meursius, "Panathenaea" в "Thesaurus" Ероновия (т. VII, стр. 83 сл.); Н. A. Müller, "Panathenaica" (Бонн, 1837); A. Mommsen, "Heortologie der Athiener" (Лпц., 1864); Schoemann, "Griechische Altertümer" (1873, т. II, стр. 467 сл.); Smith, "Dictionary of Greek and Roman antiquities" (Л., 1890—91, т. II,стр. 324 сл.).

Н. О.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Панафинеи — (Panathénaia) древнейший аттический праздник в честь богини Афины; происходил ежегодно в месяце гекатомбеоне (конец июля — начало августа). П. восходят к доисторическому времени. Первоначально местный афинский праздник... Большая советская энциклопедия
  2. Панафинеи — орф. Панафинеи, -ей Орфографический словарь Лопатина
  3. Панафинеи — • Panathenaea, Παναθήναια самый большой и, несомненно, древнейший всенародный праздник афинян в честь Афины, защитницы городов (Πολιάς). Установление этого праздника, называвшегося раньше Ἀθήναια, приписывали Эрихфонию. Словарь классических древностей
  4. ПАНАФИНЕИ — (Panatnnaia) — древнейший аттический праздник в честь богини Афины; происходил ежегодно. П. восходят к доист. времени. Первоначально местный афинский праздник (наз. Atnnaia), P. при Тесее (по преданию) становится общеаттич. Советская историческая энциклопедия
  5. ПАНАФИНЕИ — ПАНАФИНЕИ — в древней Аттике празднества в честь богини Афины (Великие панафинеи — раз в 4 года, Малые — ежегодно). В программу входили: главный обряд — шествие к акрополю, жертвоприношение и состязания (гимнастические, конные, поэтические и музыкальные). Большой энциклопедический словарь