Оперетта

Небольшая опера, в которой отдельные муз. номера связаны не речитативами, а диалогами. В О. все музыкальные номера меньше по размеру, проще по форме и по фактуре, чем в опере. О. состоит из одного, двух или трех актов, не более. Сюжет О. — исключительно комический. Хотя итальянскую opera-buffa нельзя вполне считать О., но она генетически связана с нею. Первой формой opera-buffa было веселое интермеццо, исполнявшееся между актами серьезной оперы, чтобы путем контраста возвысить художественное действие серьезной оперы. Выдающимися композиторами в этой области были Лагрошино, Пиччини, Галуппи, Паизиелло, Чимароза, позднее Россини, Доницетти. Opera-buffa есть продукт XVIII ст. После изгнания итальянской opera-buffa из Парижа, там явилась французская оперетта: "Comédie à ariettes". Первое сочинение в этом роде, "Les troqueurs", написал Антуан д'Овернь (1754); затем О. писали во Франции Дуни, Филидор, Монсиньи, Гретри, д'Алейрак, Госсек, Катель, Николо Изуар. У позднейших композиторов О. скорее переходит в комическую оперу (Буалдьё, Адам, Мегюль, Обер). Позднейшая О. во Франции получила у Герве, Оффенбаха, Лекока и мн. др. характер музыкальной сатиры. В Германии О. зародилась в начале второй половины XVIII стол. Первая О.: "Der Teufel ist los", с музыкой Штандфуса, была дана в Лейпциге, в 1752 г. О. писал еще Адам Гиллер. В Вене О. появилась годом раньше, чем в Лейпциге: "Der Krumme Teufel" написана Иосифом Гайдном в 1761 г. В 1768 г. Моцарт (отец) написал "Bastien und Bastienne". Для Вены оперетты писал еще Карл Диттерс фон-Диттерсдорф. В Мюнхене в этой области действовал Винтер, в Мангейме — Гольцбауэр, в Берлине — Андре, Иоганн Шульц. Писали еще О. Цумштеег, Бенда и др. Под влиянием новейшей франц. О. развилась новейшая немецкая, представителями которой являются Зуппе, Иоганн Штраус, Миллекер, Целлер. В Англии во второй половине XIX стол. О. стала пользоваться особенными симпатиями; из композиторов ее особенно известны Сюлливан и Осмонд Карр. Хотя в России иностранная О. пользуется успехом, но до сих пор попытки в области русской О. оказывались ничтожными. Название "О." установилось в середине прошлого столетия. К области легких сценических представлений с музыкой относится и водевиль (см.).

Н. С.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Оперетта — (итал. operetta, франц. opérette, буквально — маленькая опера) один из видов музыкального театра (разновидность оперы с разговорным диалогом), сочетающий вокальную и инструментальную музыку, танец, балет с элементами эстрадного искусства. Большая советская энциклопедия
  2. оперетта — -ы, ж. Музыкальное комедийное произведение, сочетающее вокальную и инструментальную музыку с танцем и с текстом, часть которого поется, а часть произносится обычной речью. Оперетты Кальмана. Малый академический словарь
  3. оперетта — Опер/е́тт/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. оперетта — орф. оперетта, -ы Орфографический словарь Лопатина
  5. оперетта — ОПЕРЕТТА ы, ж. ОПЕРЕТКА и, ж. opérette f., ит. operetta > нем. Operette. 1. Комическая опера, в которой пение чередуется с разговорами и танцами. Ож. 1986. Словарь галлицизмов русского языка
  6. оперетта — см. >> зрелище, песнь Словарь синонимов Абрамова
  7. оперетта — Заимств. в XVIII в. из итал. яз., где operetta — суф. производное от opera (см. опера). Оперетта буквально — «маленькая опера». Этимологический словарь Шанского
  8. Оперетта — (итал. operetta, уменьшит. от opera; букв.- маленькая опера). 1) С 17 в. до сер. 19 в. небольшая опера. Смысл термина "О." с течением времени менялся. В 18 в. с ним часто связывали определ. Музыкальная энциклопедия
  9. оперетта — ОПЕРЕТТА -ы; ж. [итал. operetta] 1. только ед. Жанр музыкально-комедийного искусства, сочетающий инструментальную (оркестровую) музыку с вокальной (сольной или хоровой), с танцем и текстом. История русской оперетты. Вы предпочитаете оперу или оперетту?... Толковый словарь Кузнецова
  10. оперетта — ОПЕРЕТТА, ы и (устар.) ОПЕРЕТКА, и, ж. 1. Музыкально-драматическое произведение (часто с комедийными элементами), в к-ром пение чередуется с танцами и диалогом. Жанр оперетты. 2. Представление такого произведения на сцене. Играть в оперетте. | прил. Толковый словарь Ожегова
  11. оперетта — Оперетты, ж. [ит. operetta, букв. маленькая опера] (муз. театр). 1. Вид комической оперы, отличающийся чередованием пения и разговора, веселой, легкой музыкой и карикатурным или сатирическим содержанием. Автор оперетты. Большой словарь иностранных слов
  12. оперетта — ОПЕР’ЕТТА, оперетты, ·жен. (·итал. operetta, ·букв. маленькая опера) (муз. театр). 1. Вид комической оперы, отличающийся чередованием пения и разговора, веселой, легкой музыкой и карикатурным или сатирическим содержанием. Автор оперетты. Толковый словарь Ушакова
  13. оперетта — Заимствование из итальянского, где operetta (буквально – "маленькая опера") образовано как уменьшительное от opera (см. опера). Этимологический словарь Крылова
  14. ОПЕРЕТТА — ОПЕРЕТТА (итал. operetta, букв. — маленькая опера) — музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. Большой энциклопедический словарь
  15. Оперетта — (ит. operetta, букв. – маленькая опера) – музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются разговорными диалогами. Оперетта сложилась в Париже к середине ХIХ в. Словарь по культурологии
  16. оперетта — оперетта ж. 1. Музыкально-драматическое произведение (нередко комедийного характера) с элементами разговора и танцев. || Сценическое представление, воспроизводящее такое произведение на сцене. Толковый словарь Ефремовой
  17. оперетта — опере́тта опере́тка. Заимств. из ит. ореrеttа, откуда и франц. орérеttе, нем. Ореrеttе (с начала XVIII в.. см. Шульц–Баслер 2, 252). Этимологический словарь Макса Фасмера