Никита Пустосвят

(Константинов сын, Добрынин) расколоучитель XVII в. Был священником в Суздале; при патриархе Иосифе участвовал в исправлении и печатании церковных книг, вместе с протопопом Аввакумом, Лазарем, Стефаном и др. Напечатанные им книги, полные ошибок, подверглись при Никоне новому исправлению. В 1659 г. Н. прибыл в Москву и подал на своего архиепископа Стефана донос в уклонении от православия, обнаруживающий ненависть Н. к новопечатным книгам. Оправданный по следствию Стефан отрешил Н. от места и грамоту об этом велел дьяку читать публично; Н. изорвал грамоту, избил дьяка, проклял Стефана и снова послал государю челобитную, с подробнейшей "росписью" преступлений архиепископа. На этот раз и свидетели подтвердили многие показания Н., и сам Стефан, вызванный в Москву, на соборе 1660 г. во многом сознался, за что и был переведен из Суздаля в Москву, "для архиерейских священнослужений". Тем не менее, собор не освободил Н. от кары, наложенной на него Стефаном. Находясь под запрещением, он принялся за составление "Челобитной", которая была окончена в конце 1665 г. Узнав о ее существовании на допросе благовещенского диакона Федора Иванова, правительство озаботилось ее конфискацией, со всеми подготовленными списками, и поручило написать на нее опровержение газскому митр. Паисию и Симеону Полоцкому. Первый, как незнакомый со славянским яз., читал ее, вероятно только в латинском перев. Симеона Полоцкого и составил против нее 31 "отражение". В свою очередь и Полоцкий, несомненно, руководствуясь "отражениями", написал "Жезл Правления", где рассматриваются взгляды Н. в 30 "возобличениях". Мнение Симеона было всецело принято собором 1666 г., на котором была прочитана, в присутствии самого автора, "Челобитная", с возражениями на нее, и сделаны попытки к вразумлению Н. Он не только остался непреклонным, но в бранных словах уличал архиереев в невежестве. Тогда решили отлучить Н. от церкви и заточить в темницу Угрешского Николаевского м-ря. Н., в челобитных к государю и к собору, просил о прощении. 26 августа 1667 г., по приказу царя, он был освобожден и привезен в Москву, без возвращения сана. С тех пор до 1682 г. о Н. ничего не известно. В этом году раскольники задумали, опираясь на стрельцов, восстановить "старое благочестие" на Руси. Главным агитатором этого движения кн. Хованский избрал Н. Пустосвята, который, добился назначения церковного диспута в Грановитой Палате, в присутствии царственных особ. На этом диспуте, происходившем 5 июля и веденном раскольниками с большим ожесточением, не пришли ни к какому результату. Выйдя из Грановитой палаты, Н. и другие громко провозглашали свою победу. Царевна София на следующее утро приказала схватить их: Н. был казнен на Лобном месте, а его сотоварищи разосланы по монастырям, откуда некоторым удалось, бежать и продолжать распространение раскола. Сохранилось предание, что раскольники тотчас после казни собрали останки Н. и похоронили их в Гжатске, Смоленской губ.; там до сих пор показывают его могилу с простым деревянным крестом. Старообрядцы признавали Н. "столпом правоверия", православные иерархи — грубым, вредным и невежественным (Пустосвят) расколоучителем. Невежественного раскольника долго видели в нем и последующие исследователи (напр. арх. Никанор, в "Описании раскольнич. соч."). Происходило это оттого, что с "Челобитной" знакомились лишь по тем выдержкам, какие заключались в "изобличениях" Симеона Полоцкого. Только проф. Субботин, издавший ее впервые в полном виде (в "Материалах для истории раскола" т. IV), показал, что она богата содержанием; обвинения против церкви изложены тщательно и искусно, и автор по начитанности, находчивости и способности излагать мысли простым и ясным языком может занять место среди раскольничьих писателей наряду с протопопом Аввакумом и дьяконом Федором Ивановым. Некоторые несомненные следы непонимания и искажения никоновского текста объясняются, по мнению проф. Субботина, распространенным среди раскольников стремлением найти у противников ересь. Симеон Полоцкий пользовался только чистовой "челобитной", которая была неокончена.

В. Р—в.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Никита Пустосвят — (настоящая фамилия и имя — Добрынин Никита Константинович; прозвище «Пустосвят» было дано сторонниками официальной церкви) [г. рождения неизвестен — умер 6 (16).7.1682, Москва], суздальский священник, один из идеологов Раскола. Большая советская энциклопедия
  2. НИКИТА ПУСТОСВЯТ — (Добрынин Никита Константинович) (ум. 6.VII.1682) — суздальский священник, один из идеологов раскола. Был тесно связан с т. н. "кружком ревнителей благочестия" и, как и многие члены кружка, занял отрицательную позицию по отношению к церк. реформам Никона. Советская историческая энциклопедия
  3. Никита Пустосвят — (наст. имя и фам. Никита Константинович Добрынин; г. рожд. неизв. – 1682) – идеолог раскола, писатель. Осужден собором 1666—67. Раскаялся и остался на свободе. Участник Моск. восст. 1682. 5 июля возглавил раскольников на «прении о вере» в Кремле. Был казнен. Энциклопедический словарь псевдонимов
  4. НИКИТА ПУСТОСВЯТ — НИКИТА ПУСТОСВЯТ (наст. фам. и имя Добрынин Никита Константинович) (?-1682) — идеолог раскола, писатель. Осужден собором 1666-67. Раскаялся и остался на свободе. Участник Московского восстания 1682. 5 июля возглавил раскольников на "прении о вере" в Кремле. Казнен. Большой энциклопедический словарь
  5. Никита Пустосвят — Никита Пустосвят — один из замечательнейших расколоучителей и начальных вождей раскола. Его полное имя было Никита Константинов Добрынин. О жизни его до выступлений против никоновских новшеств ничего не известно, кроме того, что он был соборным попом... Большая биографическая энциклопедия