Монотеизм

(от μόνος — единый и θεός — Бог) — вера и поклонение единому Богу. М. как религиозная форма противоположен политеизму; как философское учение он отличается не только от политеизма, но и от пантеизма, деизма и теизма. Религиозный М. в совершенной форме — создание семитских народов. Вопрос о возникновении и смене религиозных форм до сих пор разрешается различно. Для характеристики этой противоположности могут служить воззрения Давида Юма и Шеллинга; каждый из них имеет и ныне многих последователей. Юм в своем исследовании о религии говорит: "неоспоримая истина, что восходя лет за 1700 до Р. Хр. мы находим все народы идолопоклонниками и чем более углубляемся в древность, тем более видим людей погруженными в идолопоклонство. Мы не замечаем там ни малейшего следа более совершенной религии; все древние памятники представляют нам политеизм как учение утвердившееся и всеми признаваемое... Если же, насколько мы можем следовать за нитью истории, мы находим человечество преданным многобожию, то можем ли мы думать, что во времена более отдаленные, прежде открытия наук и искусств, могла существовать более совершенная религия, могли преобладать начала чистого единобожия? Думать так значило бы утверждать, что люди открыли истину, когда были невежественными и варварами, а как скоро начали образовываться и научаться, впали в заблуждение!" Сторонники юмовского воззрения на развитие религиозного сознания представляют себе его следующим образом. Первоначальная форма религии есть фетишизм, т. е. представление, что божественное начало распространено во всей природе и что посему любая вещь может стать предметом поклонения, ибо имеет влияние на жизнь человека. Фетишизм сменяется политеизмом, когда сознание отличило некоторые явления природы, признало их однородными и объяснило их функциями различных божеств. Наконец, логическая несообразность многобожия ведет за собой признание единого Бога, как результат вооруженного научной критикой сознания. — В противоположность юмовскому воззрению Шеллинг утверждает, что "эзотерическая религия — по необходимости М., подобно тому как экзотерическая религия точно так же по необходимости впадает в политеизм, в какой бы то ни было форме" ("Philosophie und Religion", 1804). Врожденный бессознательный М. должен распасться в сознании и стать политеизмом, чтобы, пройдя через эту ступень, стать сознательным М. Эту точку зрения в наше время защищает Макс Мюллер. Признание единого Бога Мюллер считает неотделимым от сущности человека; человек является на свет с чувством зависимости от существа более могущественного, чем он. Первоначальная интуиция Божества и неуничтожимое чувство зависимости могут быть лишь результатом откровения. Эта первоначальная интуиция и есть корень всех существующих религиозных форм. Ученые, утверждающие, что политеизм более соответствует неразвитому сознанию первобытных народов, забывают, "что ни в одном языке множественное число не предшествует единственному. Ни один человек не мог создать представления о нескольких богах ранее представления об одном Боге"... ("Семитический М." — статья до поводу книги Ренана: "Histoire générale et système comparé des langues sémitiques", 1858). Доказательство М. Мюллера, основанное на доводах филологического и логического характера, погрешает, однако, в одном пункте. Нужно различать представление о Божестве от веры в Божество. Представление о едином Боге логически должно было предшествовать политеистическим представлениям, но вера, может быть, и не соединялась с первоначальной идеей. Мнение Шеллинга и Макса Мюллера о том, что политеизм представляет собой порчу первоначального религиозного сознания, должно точно так же быть подвергнуто критике на основании фактического изучения религиозных форм, как и противоположное воззрение. Фактов для решения вопроса собрано пока еще слишком мало, и они недостаточно твердо установлены; напр. о религиях африканских народов до последнего времени знали весьма мало, и некоторые исследователи, напр. Г. Фритш, из отсутствия у них слова для обозначения Бога напрасно заключали об отсутствии самого понятия. Ливингстон не встречал африканца, у которого не было бы веры в высшее существо, творца неба и земли (см. W. Schneider, "Die Religion der africanischen Naturvölker", Мюнстер, 1891). Политеистические воззрения обыкновенно получают некоторое ограничение в том, что одно из божеств признается верховным; таким образом, во всяком политеизме есть уже зародыш единобожия. Не следует упускать из виду и того, что политеизм мог образоваться путем признания равноправности различных божеств, чтимых в местных культах, как то было, напр., в Греции и Риме.

В философском отношении М. тождественен с теизмом и состоит в признании личного, единого, свободного и разумного начала, не только сотворившего мир, но и управляющего им. Теизм противоположен как атеизму, т. е. отрицанию Божества, так и деизму, т. е. признанию некоторой сверхприродной первопричины всех явлений; деизм стоит посередине между атеизмом и пантеизмом, т. е. отождествлением природы и Божества. В философии религии значение имеет лишь противоположение теизма пантеизму. Философия религии, созданная крупными идеалистическими системами Фихте, Шеллинга и Гегеля, проникнута пантеистическими воззрениями, коренящимися в философии Спинозы. Главный недостаток пантеизма состоит в трудности обосновать нравственность, главное достоинство теизма — в ясности и отчетливости нравственных требований. Философия религии стоит и поныне под влиянием гегелевских представлений, и вряд ли ей удалось избавиться от пантеистич. теорий. Кудрявцев-Платонов (см.), один из талантливых защитников теизма, приходит путем критики философских теорий к следующим трем положениям: 1) религия не может быть не имеющим никакой истины и значения случайным произведением низших познавательных сил и стремлений человеческого духа. Самое существование ее в роде человеческом немыслимо без предположения истины бытия высочайшего предмета религии — Божества (результат критики атеистических понятий о религии, в частности учения Фейербаха). 2) Признание истины бытия существа высочайшего необходимо предполагает и живое отношение Его к человеку, следовательно, участие Его в деле религии; к признанию такого участия ведет несостоятельность теорий, которые, упуская из виду эту живую связь между Творцом и человеком, искали начала религии в одной самостоятельной деятельности его собственных сил — рассудка (рационализм) или нравственной воли (Кант). 3) Но, с другой стороны, самая самостоятельность человека, как существа разумно-свободного и отличного от Божества, не позволяет нам увлекаться и противоположной крайностью: или видеть в религии одно только действование Божества в человеке, известный момент его саморазвития и самосознания (Гегель), или умалять участие человека в деле религии, ограничивая его одним только страдательным восприятием действий Божества в нашем духе (Якоби и Шлейермахер). Самостоятельность человека предполагает, поэтому, самодеятельное участие его в образовании религии и способность к тому ("Сочинения", т. II, I выпуск, стр. 279).

Литература. O. Pfleiderer, "Religionsgeschichte auf geschichtlicher Grundlage" (Б. 1878); Max Müller, "La science de la religion" (Париж, 1873); Pünjer, "Grundriss der Religionsphilosophie" (Брауншвейг, 1885) и "Geschichte des christlichen Religionsphilosophie" (там же, 1880—1883); Chantepie de la Saussaye, "Lehrbuch der Religionsgeschichte" (Фрейбург, 1887—89); Вл. Соловьев, "История и будущность теократии, исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни. Т. I. Философия библейской истории" (Загреб, 1887). Много материалов в журнале "Revue de l'histoire des religions" (Париж, 1880 и след.; вышло 32 тома).

Э. Радлов.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МОНОТЕИЗМ — МОНОТЕИЗМ (от греч. μόνος – один и θεός – бог) – религиеведческое, философское, теологическое (богословское) понятие, означающее веру в одного-единственного Бога, что принципиальным образом исключает веру в каких-либо других богов, и поклонение им. Новая философская энциклопедия
  2. монотеизм — -а, м. книжн. Религия, признающая творцом мира одного бога; единобожие; противоп. политеизм. [От греч. μόνος — один и θεός — бог] Малый академический словарь
  3. МОНОТЕИЗМ — МОНОТЕИЗМ (ЕДИНОБОЖИЕ) (от греч. monos — один и theos — Бог ) — англ. monotheism; нем. Monotheismus. Религии, основывающиеся на признании единого Бога (в отличие от политеизма). Социологический словарь
  4. МОНОТЕИЗМ — (от греч. monos — единый и teos — бог) — система религ. верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от политеизма — многобожия. В богословской лит-ре к монотеистич. религиям относят христианство, иудаизм и ислам. Советская историческая энциклопедия
  5. монотеизм — Моно/те/и́зм/ [ср.: поли/те/и́зм/]. Морфемно-орфографический словарь
  6. Монотеизм — (от Моно... и греч. theós — бог) система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от Политеизма — многобожия. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят Христианство, Иудаизм и Ислам. Большая советская энциклопедия
  7. монотеизм — орф. монотеизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  8. монотеизм — МОНОТЕИЗМ а, м. monothéisme m. Форма религиозного верования, признающая только одно божество; единобожие (противопол. политеизм). БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  9. монотеизм — МОНОТЕИЗМ [тэ], -а; м. [от греч. monos — единственный, один и theos — бог] Книжн. Система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге; единобожие (противоп.: политеизм). Сторонники монотеизма. ◁ Монотеистический, -ая, -ое. М-ие религии. Толковый словарь Кузнецова
  10. монотеизм — МОНОТЕИЗМ [тэ], а, м. (спец.). Вера в одно единственное божество, в единого бога, единобожие; противоп. политеизм. | прил. монотеистический, ая, ое. Монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам). Толковый словарь Ожегова
  11. монотеизм — [тэ], монотеизма, мн. нет, м. [от греч. monos – один и theos – бог] (науч.). Единобожие; противоположное политеизм. Большой словарь иностранных слов
  12. монотеизм — МОНОТЕ’ИЗМ [тэ], монотеизма, мн. нет, ·муж. (от ·греч. monos — один и theos — бог) (научн.). Единобожие; ант. политеизм. Толковый словарь Ушакова
  13. Монотеизм — Греч. единобожие — система религиозных верований, основанных на представлении о едином Боге. В богословской литературе к монотеизму относят иудаизм, христианство и ислам Краткий религиозный словарь
  14. МОНОТЕИЗМ — МОНОТЕИЗМ (от моно... и греч. theos — бог) (единобожие) — система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам. Большой энциклопедический словарь
  15. Монотеизм — (греч. mono – один + theos – бог) – система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от политеизма – многобожия. Словарь по культурологии
  16. монотеизм — монотеизм м. Форма религиозного верования, признающая только одно божество; единобожие. || противоп. политеизм Толковый словарь Ефремовой
  17. монотеизм — См. моногамия Толковый словарь Даля
  18. МОНОТЕИЗМ — • МОНОТЕИЗМ — см. ПОЛИТЕИЗМ и МОНОТЕИЗМ, ТЕИЗМ, БОГ. • ПОЛИТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ (греч. poly — много, гао-nos — один, theos — Бог) — религиозное учение и представление о многобожии и единобожии, поклонение многим или одному Богу. Новейший философский словарь