Мессианизм

Вне богословской сферы, хотя в связи с религиозными представлениями, у всех народов, игравших важную роль в истории, при возбуждении национального самосознания возникало убеждение в особом преимуществе данного народа, как избранного носителя и совершителя исторических судеб человечества. Такое значение иногда связывается с тем или другим историческим героем, и М. национальный получает индивидуальное воплощение. Отчетливое выражение М. мы находим (кроме иудейства) только в новейшие времена; это учение предполагает понятие истории как целесообразного процесса, осуществляющего некоторую общую задачу, в исполнении которой должен первенствовать данный народ. Античному миру было чуждо такое понимание истории; оно остается чуждым и азиатскому Востоку, где притом всякий народ слишком мало знает и слишком презирает все другие, чтобы считать себя орудием, хотя бы и избранным, для их общего блага. Когда в новой Европе образовались самостоятельные народности, живущие общей жизнью, у каждой из них сознание своего превосходства и стремление к первенству приняли характер М. Таковы: учение о высшем призвании немецкого народа к осуществлению свободной разумности в мире, изложенное Фихте (см.) в его "Речах к немецкому народу"; М. французский, связанный частью с идеалами 1789 г. (Кине, Мишле), частью с личностью Наполеона, наконец с личностью Жанны д'Арк; М. польский Андрея Товянского (см.), образовавшего целую школу последователей; М. русский, представляемый славянофильством (см.). Однородные явления находим у итальянцев, англичан, скандинавов. В М. народов, лишенных политической самостоятельности (как немцы при господстве Наполеона, итальянцы до 1859 г., поляки), преобладает характер нравственный и героический, высшее призвание понимается как обязанность и подвиг; у народов торжествующих и могущественных М. принимает противоположный характер — призвание берется здесь как готовое преимущество или привилегия. Первого рода М. может быть важным двигателем национального обновления, как это было в Италии и особенно в Германии; М. другого характера вырождается в исключительный и безыдейный национализм (см.), препятствующий совершенствованию народа.

Вл. С.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. мессианизм — -а, м. книжн. В некоторых религиях учение о пришествии на землю божественного избавителя (мессии). Малый академический словарь
  2. МЕССИАНИЗМ — МЕССИАНИЗМ (МЕССИАНСТВО) (от др.-евр. "машиах" — помазанник) — англ. Messianism; нем. Messianismus. 1. Учение о будущем спасении человечества, нац. или религиозной группы, к-рое осуществляется мессией. 2. Историко-социол. концепция, приписывающая к.-л. Социологический словарь
  3. мессианизм — Месси/ан/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  4. мессианизм — орф. мессианизм, -а (к мессия) Орфографический словарь Лопатина
  5. Мессианизм — (от древнеевр. mesiach – мессия, помазанник Бога). Идеи своего избранничества, особого предназначения стать жертвой во имя спасения своего народа, человечества. Син.: бред альтруистический. Толковый словарь психиатрических терминов
  6. мессианизм — МЕССИАНИЗМ а, м. messianisme m. 1. Мистическое учение, по которому провидение посылает на земл. исполнителей своей воли (мессий), избавителей. БАС-1. В Воскресенье вечером я просидел у А. О. до 12 часов .. взял у ней читать Мицкевича "Le messianisme". 28. Словарь галлицизмов русского языка
  7. мессианизм — мессианизм , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  8. мессианизм — МЕССИАНИЗМ -а; м. Книжн. В иудаизме и христианстве: учение о грядущем пришествии в мир Божьего посланца (мессии), призванного установить справедливость на Земле. Толковый словарь Кузнецова
  9. мессианизм — МЕССИАН’ИЗМ, мессианизма, мн. нет, ·муж. (·книж. ). То же, что мессианство. Толковый словарь Ушакова
  10. мессианизм — мессианизм м. То же, что мессианство Толковый словарь Ефремовой