Мелодрама

Чтение текста с сопровождением музыки, с целью усилить впечатление. Идею М. приписывают Ж.-Ж. Руссо. М. встречается эпизодически не только в драмах, но и в операх ("Фрейшютц" Вебера, сцена в Волчьей долине; отдельные сцены в "Прециозе" Вебера), а также в музыке к "Эгмонту" — Бетховена, к "Струэнзе" — Мейербера. Одно время в Петербурге пользовалась успехом в концертах мелодекламация, т. е. чтение стихов под аккомпанемент фортепиано. Пропагандистом ее был Г. А. Лишин (см.). Монодрамой называется чтение текста одним лицом под аккомпанемент музыки, дуодрамой — двумя лицами.

К концу XVIII столетия слово М. начинает употребляться в ином значении, получившем наибольшее распространение; так называется театральное представление для народа, трагического содержания, с примесью грубого комизма, сопровождаемое танцами и музыкой. Музыка предшествовала выходу действующих лиц и возвещала наступление чувствительных мест. Мало-помалу создался особый род сценических произведений, из которых музыка исчезла, но преобладающим элементом осталось внешне страшное или ужасное, рассчитанное на слезливую сентиментальность. В М. главной целью автора являются эффекты, которым приносится в жертву всякое правдоподобие. Предтечей М. был Вольтер, который находил, что в драме должны найти себе место "великие выражения страстей, все могущественные картины человеческих несчастий, все ужасные черты, проникающие до глубины души", способные "разрывать сердце". Пьесы Вольтера были, по замечанию Франциска Сарсе, посредствующим звеном между М. и лжеклассической трагедией. Не остался без влияния на французский театр слезливый и "страшный" Коцебу. Наиболее характерными представителями М. были Пиксерекур (Pixérécourt), Кенье (Caigniez) и Кювелье де Три (Cuvelier de Trye), прозванные в насмешку Корнелем, Расином и Кребильоном М. Успех мелодрам Пиксерекура был громадный. Его произведения выдавались над другими со стороны драматических эффектов, движения, патетических положений и контрастов. Его диалоги действовали могущественно на толпу. В течение более 20 лет "Виктор, или Дитя леса" (1798) привлекал публику. Кенье, не столь неистовый, с менее напыщенным слогом, был для Пиксерекура опасным соперником своими пьесами "Суд Соломона" (1802) и "Сорока-воровка" (1815). Кювелье де Три слабее своих соперников, но столь же плодовит. В М. "30 лет, или Жизнь игрока" (1827) Дино и Дюканж приблизились к естественным сценическим условиям; эта пьеса была сигналом поворота к бульварной драме и возвращения к требованиям если не художественности, то правдоподобия. В России переводная французская М. и переделки ее царили на сцене во второй четверти XIX в. Пьесы эти, при блестящем исполнении (Каратыгин, Брянский, Щепкин, Сосницкий и др.), очень нравились массе, потому что были понятны без усилий и занимательны, не возбуждая горького чувства. Из весьма немногочисленных оригинальных русских М. выдаются произведения Кукольника и драма в стихах К. П. Бахтурина "15 лет разлуки" (1835). Переворот, произведенный в русском театре Островским, изгнал переводную французскую М., но на месте ее появились в 60-х гг. своеобразные пьесы, которые модно назвать бытовой русской М. Таковы пьесы Штеллера ("Ошибка молодости", 1870) и в особенности Дьяченко (см.). Обладая недюжинным знанием сцены, эти писатели весьма ловко облекали незамысловатую обличительную тенденцию и прописную мораль в форму бытовых явлений, а ходульность и фальшь положений прикрывали эффектностью и сценичностью действия. Успеху этих пьес немало содействовала блестящая игра В. В. Самойлова, охотно тратившего свое дарование на воспроизведение лиц дьяченковского репертуара.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. мелодрама — -ы, ж. 1. устар. Музыкально-драматическое произведение, в котором монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой. 2. Драматический жанр, отличающийся преувеличенной эмоциональностью и напряженностью действия... Малый академический словарь
  2. Мелодрама — МЕЛОДРАМА. — Термин «М.» имеет несколько значений, будучи применяем к различным видам драмы. В буквальном переводе с греческого М. (от melos — «музыка» и drama — «действие») означает музыкальная драма. В таком значении слово «М. Литературная энциклопедия
  3. мелодрама — Мело/дра́м/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. Мелодрама — (от Мело... и Драма 1) жанр драматургии; пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возник в конце 90-х гг. Большая советская энциклопедия
  5. мелодрама — орф. мелодрама, -ы Орфографический словарь Лопатина
  6. мелодрама — МЕЛОДРАМА ы, ж. mélodrame m., > нем. Melodram. 1. устар. Драма с пением и музыкой. БАС-1. 2. Драматический жанр, отличающийся драматическими эффектами морально-поучительного свойства; произведение этого жанра. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  7. Мелодрама — МЕЛОДРАМА. Мелодрама есть драма, увлекающая не столько серьезностью драматической борьбы и детальным изображением быта, в котором эта борьба развивается, сколько остротой сценических положений. Словарь литературных терминов
  8. Мелодрама — (от греч. melos — песнь, мелодия и drama — действие, драма) — особый муз.-театр. жанр, возникший и получивший распространение в 18 в. в европ. странах. Музыкальная энциклопедия
  9. мелодрама — МЕЛОДРАМА -ы; ж. [от греч. melos — напев, песня и drama — действие, сценическое представление] 1. Музыкально-драматическое произведение, в котором монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой. Поставить мелодраму на сцене. Играть в мелодраме. Толковый словарь Кузнецова
  10. мелодрама — МЕЛОДРАМА, ы, ж. 1. Драма с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла, с преувеличенной эмоциональностью [первонач. драма с музыкой и пением]. 2. перен. Событие, поведение, окрашенное преувеличенным драматизмом (неодобр.). | прил. мелодраматический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  11. мелодрама — Мелодрамы, ж. [от греч. melos drama – действие] (книжн.). 1. Драма, соединенная с пением и музыкой (устар.). 2. Драматическое произведение с преобладанием в сюжете внешне ужасного и чувствительного (лит.). 3. перен. Большой словарь иностранных слов
  12. мелодрама — МЕЛОДР’АМА, мелодрамы, ·жен. (от ·греч. melos — песнь и drama — действие) (·книж. ). 1. Драма, соединенная с пением и музыкой (·устар. ). 2. Драматическое произведение с преобладанием в сюжете внешне ужасного и чувствительного (лит.). 3. перен. Толковый словарь Ушакова
  13. мелодрама — мелодрама I ж. 1. Музыкально-драматическое произведение, в котором монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой или чередуются с нею. || Произведение такого жанра. Толковый словарь Ефремовой
  14. мелодрама — мелодра́ма Через нов.-в.-н. Меlоdrаmа или франц. mélodrame из греч. μέλος и δρᾶμα. Этимологический словарь Макса Фасмера
  15. МЕЛОДРАМА — МЕЛОДРАМА (от мело... и драма) ,1) драматургический жанр, пьеса с острой интригой, резким противопоставлением добра и зла, преувеличенной эмоциональностью. Возникла во Франции в кон. 1790-х гг., достигнув расцвета в 1830-40-е гг. Большой энциклопедический словарь
  16. мелодрама — См. мелодия Толковый словарь Даля