Любовь

Влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни. Из обоюдности отношений можно логически вывести троякий вид Л.: 1) Л., которая более дает, нежели получает, или нисходящая Л. (amor descendens), 2) Л., которая более получает, нежели дает, или восходящая Л. (amor ascendens) и 3) Л., в которой то и другое уравновешено (amor aequalis). Этому соответствуют три главные вида Л., встречаемые в действительном опыте, а именно: Л. родительская, Л. детей к родителям и Л. половая (или супружеская). Все три вида имеют свои начатки уже в царстве животном. Первый вид представляется здесь преимущественно Л. материнской (в силу непосредственной физической связи самки с детенышами), но у высших животных и самец начинает принимать участие в заботах о новом поколении. Второй вид Л. иногда и у животных отрешается от родовой связи и принимает характер как бы религиозный: такова привязанность некоторых мелких животных к более крупным, дающим им покровительство, особенно же преданность домашних животных человеку. В половой Л. у низших животных особь имеет значение только как орудие для увековечения рода, причем естественно самка первенствует; взаимность является здесь только на мгновение, и затем самец устраняется за ненадобностью (напр. пауки, пчелы). У высших животных (особенно у птиц и некоторых млекопитающих) наблюдается более устойчивая половая связь соответственно возрастающему участию самца в семейных заботах. В мире человеческом мы находим те же три главные вида Л., но с новым, постоянно углубляющимся и расширяющимся значением. Сыновняя привязанность, распространяемая на умерших предков, а затем и на более общие и отдаленные причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца небесного), является корнем всего религиозного развития человечества. Родительская Л., или попечение старших о младших, защита слабых сильными, перерастая родовой быт, создает отечество и постепенно организуется в быт национально-государственный. Наконец, половая Л., неизменно оставаясь наисильнейшим выражением личного самоутверждения и самоотрицания, вместе с тем все более и более понимается как совершенная полнота жизненной взаимности и через это становится высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым. Уже в пророческих книгах Ветхого Завета отношение между Богом и избранной народностью изображается преимущественно как союз супружеский (и отступление народа от своего Бога — не иначе, как блуд). В Новом Завете эта идея переносится на Христа и Церковь, и завершение истории изображается как брак "Агнца" с Его невестой — просветленной и торжествующей церковью "Нового Иерусалима", соответственно чему и земные представители Христа, епископы, ставятся в такое же отношение к местным общинам (отсюда выражение: вдовствующая церковь). Таким образом, идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь. С точки зрения нравственной философии, Л. есть сложное явление, простые элементы которого суть: 1) жалость, преобладающая в Л. родительской; 2) благоговение (pietas), преобладающее в Л. сыновней и вытекающей из нее религиозной, и 3) исключительно присущее человеку чувство стыда, которое в соединении с двумя первыми элементами — жалостью и благоговением — образует человеческую форму половой или супружеской Л. (материя же ей дается физическим влечением, актуальным или потенциальным). В истории религий Л. дважды получила первенствующее значение: как дикая стихийная сила полового влечения — в языческом фаллизме (еще сохраняющемся кое-где в виде организованных религиозных общин, каковы, напр., индийские сактисты с их священно-порнографическими писаниями, тантрами), и затем, в противоположность с этим, как идеальное начало духовного и общественного единения — в христианской άγάπη. Естественно, что и в истории философии понятие Л. занимало видное место в различных системах. Для Эмпедокла Л. (φιλια) была одним из двух начал вселенной, именно началом всемирного единства и целости (интеграции), метафизическим законом тяготения и центростремительного движения (см. Греческая философия и Эмпедокл). У Платона Л. есть демоническое (связывающее земной мир с божественным) стремление конечного существа к совершенной полноте бытия и вытекающее отсюда "творчество в красоте" (см. Платонизм, Платон). Это эстетическое значение Л. было оставлено без внимания в философии патриотической и схоластической. Своеобразное слияние христианских и платонических идей об этом предмете мы находим у Данта. Вообще в средние века Л. была предметом религиозной мистики, с одной стороны (Викторинцы, Бернард Клервоский и особенно Бонавентура в его соч. "Stimulus amoris", "Incendium amoris", "Amatorium"), и особого рода поэзии с другой; эта поэзия, из Южной Франции распространившаяся по всей Европе, была посвящена культу женщины и идеализованной половой Л. в смысле гармонического соединения всех трех ее элементов: благоговения, жалости и стыдливости. В эпоху Возрождения (кончая Джордано Бруно) Л. опять становится предметом философских умозрений в духе платонизма. В новой философии своеобразное понимание Л. представляет Спиноза (см.), отождествляющий ее с абсолютным познанием (amor Dei intellectualis) и утверждающий, что философствовать есть не что иное, как любить Бога. В новейшей философии следует отметить остроумную, хотя и неосновательную теорию половой Л. у Шопенгауэра ("Metaphysik der Liebe" в "Parerga u. Paral."). Индивидуализацию этой страсти у человека Шопенгауэр объясняет тем, что жизненная воля (Wille zum Leben) стремится здесь не только к увековечению рода (как у животных), но и к произведению возможно совершеннейших экземпляров рода; таким образом, если этот мужчина страстно любит именно эту женщину (и vice versa), то значит, он именно с ней может в данных условиях произвести наилучшее потомство. Ни малейшего подтверждения в действительном опыте этот взгляд не находит. Более верные и глубокомысленные указания и намеки (без ясной и последовательной системы) можно найти у Франца Баадера ("Erotische Philosophie" и др.).

Вл. С.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Любовь — Интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Наибольшее внимание обычно привлекают два аспекта любви — как чисто психологического феномена (в нём существуют подразделения на любовь родительскую... Сексологическая энциклопедия
  2. любовь — орф. любовь, любви и (в худож. речи — также) любови, тв. любовью, мн. Орфографический словарь Лопатина
  3. любовь — -бви, твор. -бовью, ж. 1. Чувство глубокой привязанности к кому-, чему-л. Материнская любовь. Любовь к другу. □ Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Лермонтов, Родина. Малый академический словарь
  4. ЛЮБОВЬ — ЛЮБОВЬ – в самом общем смысле – отношение к кому-либо или чему-либо как безусловно ценному, объединение и соединенность с кем (чем) воспринимается как благо [БЛАГО], т.е. одна из высших ценностей. Новая философская энциклопедия
  5. ЛЮБОВЬ — ЛЮБОВЬ — англ. love; нем. Liebe. Эмоционально окрашенное отношение к определенному объекту (человеку, предмету, идее и т. д.), выражающееся в потребности идентификации с ним. Социологический словарь
  6. любовь — Люб/о́вь/. Морфемно-орфографический словарь
  7. Любовь — Интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Большая советская энциклопедия
  8. любовь — Древнерусское – любы. Слово образовано из общеславянского ljub и имеет тот же корень, что и глагол «любить». Значение слова: «сильное влечение к кому-либо или чему-либо». Родственными являются: Украинское – любов. Болгарское – любов. Этимологический словарь Семёнова
  9. любовь — в риторике: риторическая эмоция, лежащая в основе всех остальных; существуют три вида Л.: эрос, филия и агапе. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  10. любовь — • безграничная ~ • беззаветная ~ • безмерная ~ • безрассудная ~ • безумная ~ • беспредельная ~ • большая ~ • великая ~ • всепоглощающая ~ • всесильная ~ • глубокая ~ • горячая ~ • исключительная ~ • исступленная ~ • истовая ~ • крепкая ~ • настоящая ~ •... Словарь русской идиоматики
  11. Любовь — Высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту. Л. как интимное глубокое чувство может быть устремлена на другую личность, человеческую общность или идею (Л. Педагогический терминологический словарь
  12. Любовь — (1 Кор 13, Мф 22:36-40). Девять заповедей Господних были разделены на две скрижали, так как в заповедях заключаются два вида любви, то есть, любовь к Богу и любовь к ближнему, и, посему, предписывается два рода должностей. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  13. любовь — (горячая, беззаветная, бескорыстная, страстная), влечение, увлечение, привязанность, склонность, наклонность, слабость (к чему), страсть, пристрастие, преданность, тяготение, мания, симпатия, верность, благоволение, благорасположение, благо-склонность... Словарь синонимов Абрамова
  14. любовь — Люб’овь — это основа Нового (то есть высшего и окончательного) Завета, заключенного Богом с людьми в Сыне Своем, нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе, отдавшем за нас Свою жизнь (Иоан.15:13). Библейский словарь Вихлянцева
  15. любовь — сущ., ж., употр. наиб. часто (нет) чего? любви, чему? любви, (вижу) что? любовь, чем? любовью, о чём? о любви 1. Любовью называют самое лучшее доброе чувство, которое вы испытываете к дорогим для вас людям: к вашим детям, близким родственникам. Толковый словарь Дмитриева
  16. любовь — Общеслав. Суф. производное (суф. -ы < -ŭ) от той же основы, что любить, любой. Исходное любы > любовь — под влиянием форм косв. падежей (род. п. любъве, вин. п. любъвь и т. д.), аналогично свекровь, морковь. Этимологический словарь Шанского
  17. Любовь — орф. Любовь, жен. имя Орфографический словарь Лопатина
  18. Любовь — Ови, жен. Слав. Производные: Люба; Любава; Любаня; Любаха; Любаша; Любуся; Люся; Буся; Любуша. Происхождение: (Заимств. из ст.-сл. яз., где появилось как калька с греч. имени Charis. От charis — любовь.) Именины: 30 сент. Словарь личных имен
  19. любовь — О продолжительности, устойчивости чувства; о времени возникновения любви, о первой, последней, новой и т. п. любви. Бесконечная, бессмертная, быстротечная, верная, вечная, давняя, длинная, долгая, долговременная, долгожданная, запоздалая... Словарь эпитетов русского языка
  20. любовь — ЛЮБИТЬ — НЕНАВИДЕТЬ Любовь — ненависть (см.) любимый — ненавистный (см.) И этих, что узнал поближе, Я, приглядевшись, так делю: Одних до радости люблю, Других до боли ненавижу. Вас. Федоров. Любовью, гневом сердце мая... Словарь антонимов русского языка
  21. любовь — • Безбрежная (Коринфский, Лермонтов, Щепк.-Куперник). • Беззаветная (Надсон, Мунштейн, Самборский). • Бессмертная (Андреев). • Бессмертно-молодая (Бальмонт). • Болтливая (Пушкин). • Всепроникающая (Полонский). • Всесозидающая (Полонский). Словарь литературных эпитетов
  22. любовь — ЛЮБОВЬ -бви, тв. -бовью; ж. 1. Чувство глубокой привязанности к кому-, чему-л. Материнская л. Л. к другу. Сыновняя л. к матери. * Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит её рассудок мой (Лермонтов). // Чувство расположения, симпатии к кому-л. Толковый словарь Кузнецова
  23. любовь — ЛЮБОВЬ, любви, тв. любовью, ж. 1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви. Признание в любви. Объясниться в любви. Брак по любви, без любви. Выйти замуж по любви (за любимого человека). Л. до гроба (вечная). Толковый словарь Ожегова
  24. любовь — ЛЮБ’ОВЬ, любви, твор. любовью, ·жен. 1. только ед. Чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. Любовь к родине. | Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости. Толковый словарь Ушакова
  25. любовь — Общеславянское слово индоевропейской природы. В немецком находим Liebe, в английском – love. Этимологический словарь Крылова
  26. ЛЮБОВЬ — ЛЮБОВЬ — интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии — космическая сила, подобная силе тяготения. Большой энциклопедический словарь
  27. Любовь — ☼ интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Словарь по культурологии
  28. любовь — любовь ж. 1. Чувство глубокой привязанности к кому-либо или к чему-либо, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-либо или чего-либо. Толковый словарь Ефремовой
  29. любовь — См. любить Толковый словарь Даля
  30. ЛЮБОВЬ — ЛЮБОВЬ — универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая в своем содержании глубокое индивидуально-избирательное интимное чувство, векторно направленное на свой предмет и объективирующееся в самодостаточном стремлении к нему. Новейший философский словарь