Лопатин

Лев Михайлович — философ спиритуалистического направления, преимущественно психолог, один из лучших философских писателей в России, род. в Москве в 1855 г., окончил московский университет, в котором теперь состоит профессором. Вице-председатель Моск. психологического общества и один из редакторов журнала общества "Вопросы философии и психологии". Главный труд Л.: "Положительные задачи философии" (М., 1886-1891). Ему же принадлежит ряд статей по этике и психологии в редактируемом им журнале. Во всех своих работах Лопатин энергично настаивает на необходимости умозрительного начала во всяком цельном миросозерцании. Эмпирический принцип, раскрытый до конца, не опирающийся на умозрение, приводит к неизбежному отрицанию знания и скептицизму. Нельзя искать основ для выработки миросозерцания и в одной только вере, так как, отказываясь от умозрения в принципе, она постоянно исходит из него в действительности. Умозрительная философия есть знание действительных вещей в их началах и конечном назначении. Для возможности метафизических построений вопрос о законе причинности должен иметь решающее значение. Этот закон, именно в том коренном значении, которое он имеет для всякой непосредственной деятельности разума, т. е. как требование производящей, или творческой, причинности, получает действительное удовлетворение только в спиритуалистическом миросозерцании. Обзор умозрительных понятий о действительности приводит, таким образом, Л. к системе конкретного спиритуализма или к психологической метафизике. Предполагая для явлений духа субстанцию, свойства которой существенно отличны от того, что непосредственно дано в этих явлениях, т. е. субстанцию трансцендентную, мы создаем понятие бесплодное и противоречивое. Если же, отбросив всякую субстанцию, мы начинаем смотреть на душевную жизнь как на чистую последовательность абсолютных состояний (точка зрения "феноменизма"), мы получаем такое представление о душе, которое глубоко расходится с ее самыми основными признаками и распадается в неисцелимых внутренних противоречиях. Выход отсюда один: субстанция души не трансцендентна, а имманентна своим явлениям, т. е. она открывает или проявляет себя и свою природу в наших душевных состояниях. Явления духа должны быть не только показателями, но и прямой реализацией его существа. Исходя из понятия о душе как производящей причине, Л. пытается защищать принцип свободы воли на психологической почве (умеренный индетерминизм). В вопросе о сущности мирового порядка Л. примыкает к Лейбницевой монадологии. — Все работы Л. тщательно продуманы и отличаются обстоятельностью аргументации при простом и одушевленном изложении.

Я. Колубовский.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЛОПАТИН — ЛОПАТИН Лев Михайлович [1(13) июня 1855, Москва – 8(21) марта 1920, там же] – русский философ и психолог. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1879). Магистр (1886) и доктор (1891) философии. Новая философская энциклопедия
  2. Лопатин — I Лопа́тин Алексей Васильевич [2(15).2.1915, село Дюково Ивановской области, — 2.7.1941], начальник 13-й пограничной заставы Владимир-Волынского отряда (с 1940), Герой Советского Союза (27.12.1958), лейтенант. Большая советская энциклопедия
  3. ЛОПАТИН — Герман Александрович (13.I.1845 — 26.XII.1918) — рус. революционер, член Ген. совета 1-го Интернационала, первый переводчик "Капитала" в России. Род. в Н. Новгороде в семье чиновника. Окончил Петерб. ун-т (1866). Советская историческая энциклопедия
  4. ЛОПАТИН — Все образованы от некрестильного имени ил прозвища Лопата. Такие имена по инструментам известны давно (Топор — Топоров и т.п.) Или от лопатка как часть тела, есть же Ребров. Лопатинский — украинская фамилия с той же основой. Словарь русских фамилий
  5. Лопатин — Лопатин врач 1887 г. {Венгеров} ♦ Лопатин подполковник, автор книжки "Памятка либавца", историк Либавск. полка (СПб.) 1903 г. {Венгеров} Большая биографическая энциклопедия
  6. ЛОПАТИН — ЛОПАТИН Лев Михайлович (1855-1920) — русский философ и психолог. Друг детства B.C. Соловьева. В 1875-1879 учился на историко-филологическом факультете Московского университета. Там же в 1885 стал приват-доцентом, а в 1892 — профессором. Новейший философский словарь