Леший

Лесной дух, хозяйничающий, по народному представлению, в лесах. Другие названия его: лесовик, лесник, лешак, лесной дядя, лисун (полисун), дикий мужичок и даже лес. Нашим Л. соответствуют греческие сатиры, римские фавны, сильваны, немецкие лесные люди (Waldleute), шведские скоугманы и друг. Л. может встать выше самых высоких деревьев и ниже травы. Чаще всего он является в виде рослого мужика, в бараньем полушубке, неподпоясанном и с левой полою, запахнутой на правую; глаза у него без бровей и ресниц, иногда на голове и бороде зеленые волосы; голос оглушительно громкий, глаза страшно блестят, иногда вместо глаз звезды. В Киевской и Черниговской губ. лисунов представляют великанами сероватого и пепельного цвета. Иногда Л. показывается голым и напоминает черта: у него рога на голове, ноги козлиные, борода такая же — клином, на руках длинные когти, вся нижняя половина тела мохнатая. Нередко Л. оборачивается собакой (Калужская губ.) и волком. Когда Л. идет по лесу дозором, то при его приближении шумит лес и трещат деревья. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет. Л. живут в лесных трущобах, некоторые одиноко, другие — семьями, причем строят в лесах просторные дома, где хозяйничают их жены и растут их дети. Существует поверье, что Л. при наступлении зимы (на Ерофея, 4-го октября) проваливаются сквозь землю, исчезая на целую зиму, а весной опять выскакивают из земли. Расставаясь с лесом, они бесятся, ломают деревья и разгоняют всех зверей по норам; в эту пору крестьяне боятся ходить в лес. Впрочем, не все Л. исчезают на зиму; в некоторых местностях им приписываются зимние вьюги. В больших лесах живут по два и по три Л., которые иногда ссорятся между собой при дележе лесных дач (Архангельская губ.). Ссоры доходят до драки, Л. бьют друг друга столетними деревьями, которые они вырывают с корнем, и стопудовыми камнями, отбитыми от скал. Камни и стволы деревьев они бросают верст на 50 и более. Нередки также битвы Л. с водяными, преимущественно в ночную пору. Л. — властитель над лесными зверями. Всего более он любит медведя, и когда сам пьет вино, до которого большой охотник, то потчует непременно и медведя. Последний караулит Л., когда тот опьяненный ляжет спать, и оберегает его от нападения водяных. Л., по желанию, перегоняет белок, песцов, зайцев, полевых мышей из одного леса в другой. По поверью малороссов, полисун, или лесовик, гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм. Постоянно разгуливая по лесу, Л. любит качаться на древесных ветвях, как в люльке или на качелях, почему в некоторых губерниях ему дают название зыбочник (от зыбка). Отношение Л. к людям — большей частью враждебное. Он старается заплутать путника в лесу, переставляя с умыслом с одного места на другое дорожные знаки или сам перекидываясь деревом, которое служит приметой; иногда он принимает вид знакомого человека и, заводя разговор, незаметно отводит путника от дороги; иногда он плачет как ребенок или стонет, как умирающий, в чаще леса, чтоб заманить туда сострадательного мужика и защекотать его насмерть. Шутки Л. сопровождаются громким смехом. Кого Л. обойдет в лесу, у того единственное средство найти дорогу — снять с ног лапти и переворотить в них стельки, т. е., вынув из лаптей солому, положить ее так, чтобы постилка пришлась наоборот. От шуток Л. люди нередко сходят с ума. Если случится кому заболеть, воротясь из лесу, то предполагается, что он "след лешего перешел". Для исцеления больной должен умилостивить Л., отнеся ему в дар ломоть хлеба и щепоть соли, завернутые в чистой тряпице. По поверью Олонецкой губ., каждый пастух должен подарить Л. на лето корову, не то он озлобится и перепортит все стадо. В Архангельской губ. думают, что Л., если пастухи успеют задобрить его, пасет деревенское стадо. Охотники также должны приносить жертву Л.: на поклон они приносят в лес краюшку хлеба или блин и кладут это приношенье на какой-нибудь пень. В заговорах, произносимых на успех в звериной ловле, встречаются обращения к Л. Чтобы вызвать Л., нужно нарубить молодых березок и сложить их кругом, верхушками в середину, затем снять с себя крест и, став в кругу, крикнуть громко: "дедушка"! — и Л. тотчас явится. Другой способ — срубить в лесу сосну так, чтобы она при падении сломила две осины, стать на осины лицом к северу и говорить: "лесовик-великан! пришед к тебе (имярек) с поклоном, заведи с ним дружбу!". Человек, вступающий в договор с Л., отдает ему в кабалу свою душу, за что Л. обязуется помогать ему в охоте, пригонять зверей и охранять стадо. Конечно, на знакомство с Л. отваживаются одни колдуны. В Новгородской губ. пастухи, знающие заговоры, нанимают Л. на службу пасти стадо и охранять его от зверей. Стараясь вредить человеку, защекотать, задушить его, Л., с другой стороны, падки до женщин. Чтобы освободить похищенных им девиц, необходимо служить молебны, но и это средство действительно лишь в том случае, если они во время пребывания своего между лешими ни разу не отведают их пищи. Только тогда выдают Л. своих пленниц и выносят их на то место, откуда их похитили. Иногда Л. уводят и детей, при чем последние дичают, перестают понимать человеческую речь и носить одежду. Взамен похищенного младенца, Л. иногда кладут в колыбель связку соломы или полено, превращая ту и другое в живого ребенка, иногда же оставляют свое детище, безобразное, глупое и обжорливое. Достигнув 11 лет, подменыш убегает в лес, а если остается между людьми, то делается колдуном. Рождаются Л. от брака черта с земной ведьмой, иногда от людей, совершивших тяжкое преступление или погибших без креста на шее и т. п. В разных местах записана сложившаяся под влиянием библейским легенда о происхождении Л., водяных, домовых и других духов от воинства сатаны, низвергнутого Богом на землю. Нередко в представлениях народа Л. носит уже двойственный характер: он является то сильным, страшным духом, то простым народным чертом, глуповатым, которого умный мужик легко может обмануть. См. Терещенко, "Быт русского народа" (VI, 133-136); Афанасьев, "Поэтические воззрения славян на природу" (II, 326-349); "Новгородский сборник" (I, 284); "Живая старина" (1894, вып. I, 6-8); "Этнографическое обозрение" (VII, 30-34, VIII, 85, XIII, 214). О лесных духах у европейских народов см. Wilhelm Mannhardt, "Wald— und Feldkulte" (Б., 1875-77, глава: "Die Waldgeister und ihre Sippe") и Э. Тэйлор, "Первобытная культура" (СПб., 1872, глава XV: Анимизм).

Bc. Миллер.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЛЕШИЙ — ЛЕШИЙ (лесовик — лешак, лесной дядя, лисун) — в верованиях восточных славян дух леса, враждебный людям. Большой энциклопедический словарь
  2. леший — орф. леший, -его Орфографический словарь Лопатина
  3. леший — -его, м. 1. В русской мифологии: дух леса, его хозяин, враждебный человеку. — Рассказывала нянька сказки, и я верил в домовых, в леших, во всякую чертовщину. Чехов, На пути. 2. прост. Употребляется как бранное слово. — Но, ты, озирайся, леший!... Малый академический словарь
  4. Леший — (волосистый, косматый, козел, демон; Ис 34:14, 13:21). «И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками и лешие будут перекликаться один с другим», — говорит в одном месте своей книги пр. Исаия. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  5. Леший — Лесовик, лешак, лесной дядя, лисун, в народных верованиях восточных славян (особенно русских и белорусов) дух леса, враждебный людям. Вера в Л. возникла у древних славян, вероятно, в период заселения ими лесных пространств как выражение суеверного страха перед дремучим лесом. Большая советская энциклопедия
  6. ЛЕШИЙ — Лесовик, лешак, боровик, в восточнославянской мифологии злой дух, воплощение леса, как враждебной человеку части пространства. Л.- хозяин леса и зверей, его представляют одетым в звериную шкуру, иногда со звериными атрибутами — рогами, копытами... Мифологическая энциклопедия
  7. леший — ЛЕШИЙ, лешня, см. лес. Также см. лес Толковый словарь Даля
  8. леший — Искон. Бывшее прил. леший «лесной», суф. производное от лес; sj > ш. Ср. водяной, домовой и т. п. Этимологический словарь Шанского
  9. леший — Л’еший (Ис.34:14) — в большинстве переводов здесь стоит: «чудовище», но еврейские слово «лилит» может означать, как полагают, и «призрак». (см. тж косматые) Библейский словарь Вихлянцева
  10. леший — Л’ЕШИЙ, лешего, ·муж. 1. В русской народной мифологии — сверхъестественное существо, живущее в лесу. «Там чудеса; там леший бродит, русалка на ветвях сидит.» Пушкин. 2. употр. в знач. бранного слова (·прост. ·вульг. ). Куда лезешь, леший? • К лешему!... Толковый словарь Ушакова
  11. леший — леший I м. Человекообразное существо, живущее в лесу и враждебное по отношению к человеку; дух леса (в русской народной мифологии). II м. 1. простореч. Человек, вызывающий раздражение. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово. Толковый словарь Ефремовой
  12. леший — ле́ший др.-русск. лѣший "лесной, поросший лесом" (см. Срезн. II, 81). От лес. От этого слова образовано леша́каться, лешиха́ться "поминать лешего" (что приносит вред, согласно поверью); см. Зеленин, Табу 2, 108; Хаверс 113. Этимологический словарь Макса Фасмера
  13. Леший — Леший Леший — лесной дух, хозяйничающий, по народному представлению, в лесах. Другие названия его: лесовик, лесник, лешак, лесной дядя, лисун (полисун), дикий мужичок, лес. Большая биографическая энциклопедия
  14. леший — ЛЕШИЙ, его, м. В славянской мифологии: человекообразное сказочное существо, живущее в лесу, дух леса, враждебный людям. Иди ты к лешему! (убирайся; прост.). Какого лешего? (выражение досады; прост. бран.). Л. его знает! (кто его знает; прост.). Толковый словарь Ожегова
  15. Леший — Леший см. Косматый, леший. Библейская энциклопедия Брокгауза
  16. леший — Ле́ш/ий. Морфемно-орфографический словарь
  17. леший — ЛЕШИЙ -его; м. 1. В народных поверьях: человекообразный дух леса (враждебный человеку); хозяин леса. Сказки о лешем. Верить в лешего. Иди, пошел к лешему (=иди, пошёл к чёрту). Где тебя леший носит? (где ты был?). Толковый словарь Кузнецова
  18. леший — Это слово в древнерусском языке первоначально означало "поросший лесом", а затем стало обозначать мифическое лесное существо, приносящее зло. Буквально – "обитатель леса". Этимологический словарь Крылова
  19. леший — К лешему! (поди, ну тебя и т. п.; бран, простореч. вульг.) — то же, что к черту. Какого лешего (нужно, пришел и т. п.; бран, простореч. вульг.) — что (нужно), для чего (пришел). ► Какого лешего тебе еще нужно! Чехов. Фразеологический словарь Волковой