Контрапункт

(ит. Contrapunto, нем. Contrapunkt, франц. Contrepoint) — соединение нескольких мелодических самостоятельных голосов, отличающееся полным благозвучием. Разница между гармонией и К. та, что в первой голосоведение является следствием правильного чередования аккордов, а во втором аккорды являются следствием совпадения нескольких самостоятельных голосов. В гармонии на первом плане выбор аккордов, а на втором — голосоведение, не особенно рельефное. В К. на первом плане рельефность, самостоятельность голосоведения, а на втором — гармония. К. предшествовали орган (в конце Х ст.), параллельный (сочетание голосов в квартах, квинтах, октавах в прямом направлении), блуждающий (развился из предыдущего, вследствие прибавления других интервалов), фо-бурдон (сочетание голосов преимущественно в секстах и квартах). Одновременно с последним развился дискант, в котором видны попытки придать голосам большую самостоятельность, сообщая им противоположное движение (XII ст.). С развитием нотного письма явилось слово К. К нотам данной мелодии (Cantus firmus) приписывались ноты другой мелодии; нота (punctus) одной мелодии ставилась против ноты другой. Этот процесс сопоставления нот — punctus contra punctum или нота (точка) против ноты (точки) — и получил название К. Сперва развился строгий К., основанный на правильном отношении всех мелодических голосов к мелодии баса. В таком К. все голоса на сильных временах совпадают с басом в консонансах или в приготовленных диссонансах (синкопа), имеющих правильное разрешение на ступень вниз. На слабых временах допускаются тоже консонансы и плавно идущие диссонансы. Мелодия каждого голоса не может заключать в себе хода на хроматический полутон, увеличенных и уменьшенных интервалов, обеих септим и большой сексты. Свободный К., развившийся позднее, основан не только на контрапунктических, но и на гармонических правилах. В нем допускаются на сильных временах диссонирующие аккорды; движение мелодии гораздо свободнее, в ней только запрещены ходы на увеличенные интервалы и септимы. Как строгий, так и свободный К. делятся на простой (всякое правильное контрапунктическое сочетание) и сложный, в котором голоса могут взаимно перемещаться при сохранении полного благозвучия, т. е. каждый голос может быть перенесен на октаву или другой интервал вверх или вниз; напр., партия дисканта может быть перенесена в бас, а партия баса — в дискант. По числу голосов, способных перемещаться, сложный К. называется двойным (два перемещающиеся голоса), тройным (три), четверным (четыре). На почве К. развились полифонические формы имитации, канона, фуги, фигурованного хорала и пр. Величайший композитор в области строгого К. — Палестрина (см.), в области свободного — И.-С. Бах (см.). Развитию контрапункта содействовали теоретики: Франкон Кельнский (1047-1083), Маркет Падуанский (XIII ст.), Иоанн Мурский (1300-1360), Иоанн Тинкторий (XV ст.), Иоган Фукс (XVII ст.), автор сочинения "Gradus ad Parnassum", Кирнбергер (XVIII ст.), новейшие: Ден, Керубини, Маркс, Рихтер и мн. др.

Н. Соловьев.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. контрапункт — -а, м. муз. 1. Искусство сочетания нескольких самостоятельных, но одновременно звучащих мелодий, голосов в одно гармоническое целое. 2. Один из главных разделов теории музыки, посвященный изучению таких сочетаний. [нем. Kontrapunkt] Малый академический словарь
  2. Контрапункт — (нем. Kontrapunkt, от лат. punctum contra punctum, букв. — точка против точки). 1) То же, что полифония — определённый тип многоголосия, характеризующийся сочетанием развитых и осмысленных контрастных мелодий, а также научная и учебная дисциплина... Музыкальная энциклопедия
  3. контрапункт — Контрапу́нкт/. Морфемно-орфографический словарь
  4. Контрапункт — (нем. Kontrapunkt, от лат. punctum contra punctum, буквально — точка против точки) в музыке: 1) вид многоголосия, в котором все голоса являются равноправными; в 20 в. чаще называлась полифонией (См. Полифония). Большая советская энциклопедия
  5. контрапункт — орф. контрапункт, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. контрапункт — КОНТРАПУНКТ -а; м. [нем. Kontrapunkt] Муз. 1. Искусство сочетания нескольких самостоятельных, но одновременно звучащих мелодий, голосов в одно гармоническое целое. 2. Один из главных разделов теории музыки, посвящённый изучению таких сочетаний. Толковый словарь Кузнецова
  7. контрапункт — Контрапункта, мн. нет, м. [нем. Kontrapunkt] (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, но одновременно звучащие мелодии в одно целое. Высший расцвет контрапункта – творчество Баха и Генделя. || Отдел теории музыки, посвященный изучению правил многоголосия. Изучать контрапункт. Большой словарь иностранных слов
  8. контрапункт — КОНТРАП’УНКТ, контрапункта, мн. нет, ·муж. (·нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии в одно целое. Высший расцвет контрапункта — творчество Баха и Генделя. | Отдел теории музыки, посвященный изучению правил многоголосия. Изучать контрапункт. Толковый словарь Ушакова
  9. контрапункт — контрапункт I м. 1. Искусство гармонического сочетания в многоголосном музыкальном произведении двух или нескольких самостоятельных, но одновременно звучащих голосов, мелодий в одно гармоническое целое. Толковый словарь Ефремовой
  10. КОНТРАПУНКТ — КОНТРАПУНКТ (нем. Kontrapunkt) — в музыке — 1) одновременное сочетание 2 и более самостоятельных мелодий в разных голосах. 2) Мелодия, присочиняемая к данной мелодии. 3) То же, что полифония. Большой энциклопедический словарь
  11. контрапункт — См. контра Толковый словарь Даля
  12. контрапункт — КОНТРАПУНКТ, а, м. В музыке: одновременное движение нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоническое целое (многоголосие), а также учение о таком движении. | прил. контрапунктический, ая, ое и контрапунктный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова