Книжники

Библейское название особого класса людей, о которых часто говорится и в Ветхом, и в Новом Завете (евр. соферим, греч. γραμματεΐς). Знакомые с письменностью или книжностью в древности тем самым выделялись из ряда и получали особенное значение в народе. Им предоставлялись более важные должности; при царях они занимали должности писцов — своего рода государственных секретарей или придворных историографов-дееписателей (2 Цар., VIII, 17; XX, 25; 1 Парал., XVIII, 16). Большей частью К. выходили из колена Левина, предназначенного для священнослужения и уже потому более "книжного", чем другие. Иногда К. не только проповедовали и объясняли закон, но и распространяли свое учение посредством писаных свитков или книг. Специфический характер книжничество получило со времен Ездры (Ездр., VII, 11). После плена вавилонского народ еврейский в значительной степени потерял не только знание закона Моисеева, но и самого языка, на котором он был написан. Нужно было не только поучать его в законе, но и переводить закон на народный язык и истолковывать его смысл. С этой целью Ездра учредил особый класс К. или законников, которые образовали ученую комиссию или корпорацию, известную под названием великой синагоги, а впоследствии — синедриона. Число членов этой корпорации было неопределенным; впоследствии оно приблизительно определялось в 70 человек. Кроме членов этой официальной корпорации, было много и других К., преследовавших те же цели. Книжничество получило особенное развитие во времена Р. Х., когда, с падением политической самостоятельности еврейского народа, весь его интерес сосредоточился на вопросах внутренней жизни. К. сделались вождями народа, его учителями и выразителями его стремлений и надежд. Не имея политической власти, они тем не менее добились высокого положения; народ благоговел перед ними, тем более что многие из них по своим нравственным качествам вполне оправдывали свое положение. Некоторые К., например знаменитый Гиллель, сами выходили из простого народа и всю жизнь свою посвящали его благу, заботясь о его просвещении и нравственно-религиозном развитии. Так как главных партий было в то время две — фарисеи и саддукеи (см.), — то и К. держались одного из этих двух направлений. Между обеими партиями происходила постоянная полемика, все более приводившая к крайностям. К.-фарисеи превратились в бездушных и мелочных собирателей всяких преданий, в буквоедов, потерявших из виду духовную сторону Моисеева законам и пророков, а К.-саддукеи — в холодных скептиков и рационалистов, доходивших до отрицания загробной жизни. Когда явился Христос, как исполнитель закона в его духе и истине, то К. не поняли его, увидели в нем опасного разрушителя закона и новатора, и потому начали против него ожесточенную борьбу, которая и привела к распятию его на кресте. К. продолжали существовать и потом, называясь главным образом "раввинами", т. е. учителями; результатом их многовековой деятельности явились огромные фолианты Талмуда.

См. Gfrörer, "Das Jahrhundert des Heiles" (I, 109 и сл.); Schürer, "Neutest. Zeitgeschichte" (437 и сл.); А. Лопухин, "Библейская История при свете новейших исследований и открытий" (1895).

А. Л.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. книжники — Писцы (евр.); учителя Закона (законники). Они списывали книги святого писания, хранили в памяти предания. Книжники были у евреев богословами и юристами, придерживались буквального толкования Закона, строго следуя предписаниям преданий. Краткий церковнославянский словарь
  2. Книжники — (Софрим) Первые учителя и мудрецы, от Эзры-книжника* до Шим'она-праведника*, которые посвятили себя изучению Торы* и постижению ее глубокого смысла, назывались... Энциклопедия иудаизма
  3. Книжники — Книжники см. Учитель (II; IV,1,2) см. Фарисеи см. Саддукеи см. Устав, устраивать, устроенный (устройство, установление, порядок) см. Корван см. Масоретский текст см. Мишна см. Письменность, писец, писать (III,3в) см. Ездра (3) см. Гамалиил см. Павел. Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. Книжники — См. Законник. Библейская энциклопедия архим. Никифора