Жребий

В древности и Средние века служил для узнания воли божества в каком-либо спорном вопросе, особенно при выборе. К Ж. прибегали уже древние евреи, определявшие при помощи 12 драгоценных камней с именами 12 колен израильских волю Бога (так назыв. урим и туммим, Исх. XXVIII, 9 сл.; 1 кн. Самуила XXVIII, 6). Метание жребия для обнаружения виновного описано в эпизоде из истории царя Саула (1 кн. Самуила XIV, 38-44) и в книге пророка Ионы (I, 7-8). Греки прибегали к жребию с незапамятных времен. В Илиаде (см.) бросают жребий, кому начать поединок; Одиссей с Еврилохом жребием решают, кому идти к Цирцее (Од. X, 205 сл.). В исторические времена жребий служил для выбора должностных лиц в демократических государствах: жребием имелось в виду открыть по мере возможности доступ к должностям для всех граждан, без различия сословий и состояний. Наиболее часто этот способ выбора применялся в Афинах. К избираемым по Ж. чиновникам (κληρωτοί или κυαμεντοι) в Афинах принадлежали: все 9 архонтов, смотрители жертв и храмов, смотрители верфей, порта, городские надзиратели, рыночные надзиратели, разного рода казначеи и др. представители должностей, не требовавших особой подготовки. Довольно полное перечисление их см. в последних главах "Афинской политии" Аристотеля (§ 43 сл.). В большинстве случаев после избрания чиновники подвергались так назыв. докимасии, т. е. обсуждению, годны ли они для тех должностей, на которые выбраны. У римлян жеребьевка (sortiri, sors) служила иногда для разделения магистратских функций между коллегами. Она имела место обыкновенно в таких актах, которые в постоянный круг действий магистратуры не входили; в цензорской практике напр.; сюда принадлежали очистительные жертвы по окончании службы (lustrum). Отъезд консула в ту или другую провинцию обыкновенно решался жребием (sortm provincias). По lex Rupilia в провинции Сицилии судьи выбирались жеребьевкою. О метании Ж. при гадании см. Особенно известны жеребьевые оракулы в Пренесте и в Цере. Метание жребия практиковалось и у многих варварских народов. Геродот и др. рассказывают о метании Ж. у скифов. По Тациту, германцы при затруднительном выборе прибегали к палочкам или стрелам, игравшим роль Ж. Подобные же известия относительно алан находим у Аммиана Марцеллина, о древних саксах — у Адама Бременского. В эпоху христианства впервые с метанием жребия мы встречаемся в Деяниях апостольских: Ж. решает, кому быть в числе двенадцати на месте Иуды (Деян. Ап. I, 26). По примеру апостолов иногда к избранию посредством жребия прибегала и средневековая церковь. Приготовлялись письма (или два, одно с утвердительным, другое с отрицательным ответом, или по числу кандидатов) и клались запечатанными под покров церковного алтаря. Затем после продолжительного поста и молитвы кто-либо брал из них первое попавшееся, и заключавшийся в нем ответ считался откровением свыше. В 374 г. св. Мартин жребием был утвержден епископом Турским, хотя многочисленная партия прихожан была против него; в 381 г. в Орлеане на вакантное место епископа по жребию поступил Анион. Варварские правды первого периода Средних веков в некоторых случаях узаконяли бросание жребия; так, напр., по рипуарскому закону Ж. иногда мог заменять ордалии (см.); сходное постановление существовало и в фризской правде. По договору между Хильдебертом и Хлотарем раб, обвиняемый в воровстве, при отсутствии несомненных улик тянул жребий. В эпоху миннезингеров употреблялись при метании жребия две палочки, одна короткая, другая длинная; первая означала неблагоприятный исход (отсюда немецкое выражение: den Kürzeren ziehen).

Церковь иногда восставала против жеребьевки и строго осуждала ее. Так, напр., в соборе галльских епископов в Оксерре в 578 г. метание Ж. было запрещено. Это запрещение повторено в капитуларии Карла Великого от 789 г. В некоторых случаях Ж. заменялся обозначавшимся тем же латинским термином (sors, спец. sortes Sanctorum) гаданием по книгам Священного Писания (или по Вергилию) или по словам Евангелия, случайно услышанным при входе в церковь во время богослужения. В русской истории мы имеем случаи применения жеребьевки при выборе новгородских владык (с XII в.). В летописи (П. С. Р. Л. XVI, 219-220) записан случай решения новгородцами помощью Ж. вопроса о том, какому святому строить церковь (1467).

А. М. Л.

В русском гражданском судопроизводстве жребий до XVI века играл роль дополнения к присяге (см.) для определения того, которой из сторон дать присягу, а также для устранения присягою же разноречия свидетелей. В XVI в. Ж. сделался самостоятельным судебным доказательством, заменяющим присягу. Обряд его описан англичанином Леном (Henric Lane), с которого русский искал 1200 р., когда следовало только 600 р. Судьи бросали в шапку кого-либо из публики два восковых шарика, один с именем истца, другой с именем ответчика, подзывали еще лицо из публики и приказывали вынуть один из шариков: правым считался тот, чье имя было вынуто. В XVII в. путем Ж. решались дела малоценные, где присяга не допускалась, и дела лиц духовного звания, которым присягать нельзя было. В таком виде Ж. уже не встречается в XVIII в.

М. Б.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. жребий — (иноск.) — решение судьбы Ср. Печален мой жребий, Удел мой жесток. Гнедич. Дума. Ср. Чудесный жребий совершился, Угас великий человек. А.С. Пушкин. Наполеон. Ср. Не всем быть можно в ровной доле, И жребий с жребием не схож. А.С. Пушкин. К кн. Вяземскому. Фразеологический словарь Михельсона
  2. жребий — -я, м. 1. Условный значок (мелкий предмет, вещица), вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов и по условию определяющий какую-л. обязанность или право на что-л. Тянуть жребий. Достаться по жребию. 2. перен. трад.-поэт. Судьба, участь. Малый академический словарь
  3. жребий — Жре́бий/. Морфемно-орфографический словарь
  4. жребий — Судьба, участь. Краткий церковнославянский словарь
  5. Жребий — (юридический) универсальное средство распределения благ, тягот, общественных должностей и др., возникшее и широко распространённое во всех древних обществах. Большая советская энциклопедия
  6. жребий — орф. жребий, -я Орфографический словарь Лопатина
  7. жребий — Древнерусское – жеребей (жребий, доля, участок). Слово славянского происхождения, встречается еще в старославянском языке. Самое раннее значение – «нечто отрезанное». В древнерусских памятниках письменности встречается с XI в. Встречается в древнепрусском: girbin – «число». Производное: жеребьевка. Этимологический словарь Семёнова
  8. жребий — Жребий брошен — конец колебаниям, принято окончательное решение [перевод латинского изречения Юлия Цезаря при переходе через Рубикон: alea jacta est]. ► Жребий брошен — война объявлена. Фразеологический словарь Волковой
  9. Жребий — С помощью Ж. израильтяне испрашивали Божью волю (Притч 16:33; ср. см. Урим и туммим); для этих же целей его использовали и язычники (Есф 3:7; Иез 21:21; Иона 1:7). Израильтяне бросали... Библейская энциклопедия Брокгауза
  10. Жребий — Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (Прит 16:33)... Библейская энциклопедия архим. Никифора
  11. жребий — см. >> судьба Словарь синонимов Абрамова
  12. жребий — Жр’ебий — как видно использовался в древности для решения различных вопросов очень часто. По жребию решались споры; по жребию был выявлен Ахан, взявший заклятое... Библейский словарь Вихлянцева
  13. жребий — Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является суф. производным от общеслав. *žerbъ «кусок, доля», в диалектах и др. слав. яз. еще известного (ср. жереб, бел. жэрабя, чешск. hžeb и др.). Исходно — «кусок металла или дерева». Этимологический словарь Шанского
  14. жребий — Участь, судьба. Благоприятный, благословенный (устар.), безжалостный, великий, всесильный, высокий, горький, грозный, жалкий, жестокий, завидный, злой, коварный, милосердный (устар.), неблагодарный, незавидный, нелегкий, немилосердный (устар. Словарь эпитетов русского языка
  15. жребий — • Жестокий (Полежаев). • Неизбежный (Полежаев). • Черный (Блок). Словарь литературных эпитетов
  16. жребий — ЖРЕБИЙ -я; м. 1. Условный значок (мелкий предмет, вещица), вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов и по условию определяющий какую-л. обязанность или право на что-л. Тянуть ж. Достаться по жребию. 2. Трад.-поэт. Судьба, участь. Жалкий... Толковый словарь Кузнецова
  17. жребий — ЖРЕБИЙ м. жеребий, употреб. говоря о предметах возвышенных. Также см. жеребей Толковый словарь Даля
  18. жребий — ЖРЕБИЙ, я, м. 1. Решение спора, вопроса о праве или очерёдности путём вынимания наугад условного предмета из числа других подобных [первонач. сам такой предмет]. Тянуть ж. Вытянуть ж. Бросать, метать ж. Достаться по жребию. Ж. брошен (перен. Толковый словарь Ожегова
  19. жребий — ЖР’ЕБИЙ, жребия, ·муж. 1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком-нибудь споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-нибудь, порядок какой-нибудь очереди или решающий что-нибудь спорное. Тянуть жребий. Толковый словарь Ушакова
  20. жребий — Заимствование из старославянского, где было образовано от общеслав. zerb – "часть, доля, кусок". По такому же пути развивалось и слово счастье. Этимологический словарь Крылова
  21. жребий — жребий I м. Условный предмет (монета, билетик и т.п.), вынимаемый наудачу из множества других при каком-либо споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-либо, порядок какой-либо очереди и т.п. II м. Судьба, участь, доля. Толковый словарь Ефремовой
  22. жребий — жре́бий заимств. из цслав. вм. исконного жеребей (см.) Этимологический словарь Макса Фасмера