Домовой

(фр. Lutin, нем. Kobold, Nachtmännchen, англ. Goblin) — божество домашнего очага (см. Домашние боги), заменившее языческого Рода, или Чура. Различные названия Д. и место, ему отводимое, указывают на связь понятия о Д. с культом огня и почитанием предков. Поляки называют Д. Выгорище, великоруссы — дедушкой, хозяином, малоруссы — дiдько, господарь, белоруссы — падпечка, сербы — ведогонь. Место Д. обыкновенно под или за печкой, как и германского кобольда. По польским поверьям, привязанность Д. к дому очень велика: даже после пожара он не покидает печи обгорелого жилья. Кроме избы, Д. поселяется в банях, овинах, винокурнях и пр. — словом, везде, где есть печь, отчего его иногда и называют банником, подвинником и гуменником. Древняя вражда родов отразилась в поверьях о том, что чужой Д. — лихой, тогда как свой — добрый. Оттого в заговорах испрашивается защита от чужого Д. У великоруссов и литовцев Д. мстит за обиды сожжением избы. Ночью он стучит и возится, проказничает, душит ради шутки сонного. Д. — покровитель домашних животных, отчего он и носит названия хлевника, сарайника, конюшника, табунника и пр. У него всегда есть любимая лошадь, которую он холит, чистит, заплетает ей хвост и гриву, подсыпает ей больше овса и пр. Подобно скандинавскому Тору, Д. ездит на козле, которого поэтому и держат при конюшнях. Д. редко показывается человеку, и то перед несчастьем, предостерегая хозяев. Его можно видеть в ночь на Светлое Воскресение или Чистый четверг в хлеву: он космат, но более этой приметы нельзя упомнить, так как он отшибает память. Зимою на снегу обозначаются его мохнатые подошвы. 30-го марта Д. бесится, 28-го января его закармливают кашей. См. "Поэтические воззрения славян на природу" А. Афанасьева (М. 1869, т. II); "Дедушка-домовой" в "Архиве историко-юридич. сведений, относящ. к России", изд. Калачева (кн. I, СПб. 1876); "Остатки верований и убеждений старого времени" ("Духовный Дневник", 1865, 11 и 12); о Д. австрийских южных славян — в "Знании" (апр. 1877), о Д. разных диких и варварских народов — в "Первобытной культуре" Тэйлора, в главах об анимизме.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. домовой — -ого, м. По суеверным представлениям славянских и некоторых других народов: добрый или злой дух, живущий в доме. В каждом доме свой домовой. Он сидит в углу в подполье. Переходишь в другой дом, надо позвать с собой и своего домового. Гарин-Михайловский, Несколько лет в деревне. Малый академический словарь
  2. ДОМОВОЙ — В восточнославянской мифологии дух дома. Представлялся в виде человека, часто на одно лицо с хозяином дома, или как небольшой старик с лицом, покрытым белой шерстью, и т. Мифологическая энциклопедия
  3. домовой — Дом/ов/о́й, -ого. Морфемно-орфографический словарь
  4. Домовой — В религиозных верованиях славянских и некоторых др. народов «дух», живущий в доме. Вера в Д. — пережиток первобытных семейно-родовых культов. Др. Большая советская энциклопедия
  5. домовой — орф. домовой, -ого Орфографический словарь Лопатина
  6. домовой — ДОМОВОЙ -ого; м. В народных поверьях: добрый или злой дух, живущий в доме. ● Из всей нечистой силы домовой пользуется наибольшей любовью. В его ведении все жилые и хозяйственные помещения дома. Толковый словарь Кузнецова
  7. домовой — См.: 1. дом 2. домовитый Толковый словарь Даля
  8. домовой — ДОМОВОЙ, ого, м. В славянской мифологии: сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый дух дома. Толковый словарь Ожегова
  9. домовой — ДОМОВ’ОЙ, домовая, домовое. 1. То же, что домовый (·прост. ). 2. в знач. сущ. домовой, домового, ·муж. По народному поверью — сверхъестественное существо, живущее в каждом доме. Толковый словарь Ушакова
  10. домовой — домовой м. Добрый или злой дух, живущий — по суеверным представлениям — в доме дом I 1., 3. Толковый словарь Ефремовой
  11. ДОМОВОЙ — ДОМОВОЙ — в верованиях славян и других народов дух, живущий в доме, хранитель дома, иногда наказывающий за нарушение обычаев. Большой энциклопедический словарь