Дифирамб

(διθύραμβος) — особый вид древнегреческой лирики, развивавшийся в связи с вакхическим культом Диониса, или Вакха, названный одним из эпитетов этого божества и отражавший на себе черты бога вина, необузданного веселья и душевных страданий. Местами первоначального происхождения Д. предание называло Фивы, Наксос, Коринф, издревле прославленные чествованием Диониса. По словам Платона, рождение Диониса было древнейшим предметом дифирамбических песнопений, посвященных различным событиям из жизни этого божества-героя. Как народная песня или восторженная импровизация, зарождавшаяся среди праздничного шума и общего возбуждения, Д. составлял исконную принадлежность культа Диониса; напротив, литературная обработка его началась сравнительно поздно: наиболее раннее упоминание о Д. встречается в отрывке (77) Архилоха, поэта начала VII в. до Р. X., а Ариан, Лас и Пиндар, к именам которых предание приурочивало само изобретение Д., создали совершеннейшие образцы его, установили прочно его форму и содержание, равно как и способы его исполнения. Они распространили дифирамбическую манеру обработки сюжетов на другие божества, на многих героев и героинь, жизнь которых, многострадальная и полная приключений, способна была настроить поэта на такой же лад, как и приключения Диониса. Названные поэты жили в VI и V вв. до Р. X. Согласно с характером культа, которому он принадлежал по преимуществу, Д., в цветущую пору своего развития, представлял собой гармоническое сочетание поэзии, музыки, танцевальных движений, мимики; в самом тексте Д. соединялись элементы лирики, эпоса и драмы, ибо здесь была и повесть о приключениях героя, и лирические излияния по поводу рассказанных событий, и драматический диалог между исполнителями Д. Торжественность тона, состоявшая в подборе изысканных слов и смелых оборотов, отвечала первоначальному назначению Д. — служить выражением праздничного настроения почитателей Диониса, легко переходившего в состояние исступления, неудержимого веселья или горя. Что было плодом собственного религиозного возбуждения у поэтов более ранних, каковы Лас, Симонид, Пиндар, Вакхилид, то обращалось нередко у их преемников в ходульную напыщенность и смешную высокопарность. От Аристофана, противника всяких новшеств, дошли до нас образчики насмешек над позднейшими дифирамбиками. Довольно обстоятельное определение Д. дает Прокл ("Chrestom.", 14, "Phot. Bibl.", p. 320). Огромная литература Д., за весьма скудными исключениями, потеряна; тем ценнее сохранившийся изящный отрывок Д. Пиндара ("Dion. de compos. verb." 22).

Литературная история Д. начинается с опытов Ариона, уроженца обильного виноградниками Лесбоса, прибывшего в Коринф ко двору Периандра (628-585) из южной Италии, где память греч. героев праздновалась с большой торжественностью. С этого времени Д. составлялись поэтами с соблюдением характерных особенностей в стихотворной композиции, в подборе выражений и в музыкальном аккомпанементе и предназначались для мимического исполнения так наз. киклическими хорами в определенные праздники Диониса, вокруг жертвенника; дифирамбическим инструментом была флейта. Д. хор состоял впоследствии из 50 человек. Ариону принадлежало составление хоров из сатиров, ближайших спутников божества, называвшихся козлами (tragoi), откуда и термин trag-odia — песня козлов, сатиров, а также распространение Д. на других героев и богов, хотя это последнее приписывалось и более позднему поэту, Ласу; наконец, к Ариону следует приурочивать зачатки трагедии и в том смысле, что в Д. лирические части стали правильно чередоваться с рассказом корифея хора (έξάρχων) о приключениях героя. Во всяком случае, Д. принадлежит важная роль в истории трагедии и театра: он не только разработал стихотворные формы, пригодные для античной драмы, но приготовил в большой мере и сценическую обстановку ее. Высшего развития Д. достиг в Афинах, где ежегодные чествования Диониса со времени Пизистрата и сыновей его получили грандиозные размеры: здесь только примыкавшая к Д. трагедия имела гениальных мастеров и произвела на свет бессмертные образцы; здесь же Д. продолжал развиваться, независимо от драмы, в том направлении, какое дано было ему другом Гиппарха, Ласом из Гермионы. Поэт, композитор и учитель музыки, Лас усилил музыкальный аккомпанемент Д. и освободил этот вид лирики от дробления на строфы и антистрофы, благодаря чему открывался простор самым сложным рифмическим образованиям и обеспечивалось дальнейшее самостоятельное развитие музыки и мимического искусства; в этой форме Д. благотворно воздействовал на успехи греч. музыки вообще. Первенствующее значение в трагедии принадлежало тексту, в дифирамбе — музыке. Лас устроил публичные состязания дифирамбических хоров на Дионисовых празднествах. Впоследствии драматические представления на так наз. больших Дионисиях в Афинах предварялись состязаниями дифирамбических хоров детей и взрослых мужчин; блестящая постановка этих хоров составляла одну из тяжелых повинностей для богатых граждан. В Афинах исполнялся и Д. Пиндара, ученика Ласа; здесь выступали многочисленные дифирамбические поэты, по происхождению принадлежавшие различным частям Эллады. В позднейшей древности некто Дамагет из Гераклеи посвятил особое сочинение дифирамбическим поэтам. Уцелевшие названия Д. указывают на разнообразие их по содержанию: "Данаиды", "Одиссей", "Ниоба", "Персефона", "Гименей" и т. п. Благодаря многосторонности содержания и той легкости, с какой музыка Д., господствовавшая над текстом, приспособлялась к новым вкусам и понятиям, этот вид лирики, хорошо известный Цицерону и Горацию, замер только со смертью того культа, часть которого он составлял.

См., кроме общих курсов истории греч. литературы и поэзии: Lütke, "De Graec. dithyrambis et poetis dithyrambicis" (Б., 1829) и Schmidt, "Diatribe in dith. poetarumque dith. reliquias" (Б., 1845).

Ф. Мищенко.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. дифирамб — (иноск.) — неумеренная, восторженная хвала Ср. Одна маленькая похвала женщин для меня дороже целого дифирамба со стороны мужчины...... Горький. Однажды осенью... Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  2. Дифирамб — ДИФИРАМБ — жанр древнегреческой хоровой лирики. Д. — народные гимны бурного оргиастического характера, исполнявшиеся хором, большей частью переодетым сатирами, на празднике сбора винограда в честь бога вина Диониса (см.). В VII веке до христ. Литературная энциклопедия
  3. дифирамб — -а, м. 1. В древней Греции: торжественная хоровая песнь в честь бога Диониса. || Хвалебное лирическое стихотворение, близкое к оде. 2. Преувеличенная, восторженная похвала. Малый академический словарь
  4. Дифирамб — (греч. diturambos) — в Др. Греции первоначально хор. песня в честь бога вина Диониса (или Вакха); исполнялась в сопр. авлоса. Судя по сохранившимся текстам, была близка к др. видам хор. песен — оде и гимну (Д. Ариона, Пиндара). Согласно Аристотелю... Музыкальная энциклопедия
  5. дифирамб — Дифира́мб/. Морфемно-орфографический словарь
  6. Дифирамб — (греч. dithýrambos) жанр античной лирики; возник, по-видимому, в Древней Греции как хоровая песнь, гимн в честь бога виноградной лозы и виноделия Диониса, или Вакха (позднее — др. Большая советская энциклопедия
  7. дифирамб — орф. дифирамб, -а Орфографический словарь Лопатина
  8. дифирамб — ДИФИРАМБ, ДИТИРАМБ а, м. dithyrambe m. <, гр. dithyrambus. 1. В Древней Греции — торжественная хоровая песнь в честь бога Диониса. БАС-2. 2. Хвалебные стихи, близкие к оде. БАС-2. Я писал поемы, сатиры, речи, стансы, эпитоламы, мадригаллы, дифирамбы. Словарь галлицизмов русского языка
  9. Дифирамб — ДИФИРАМБ — один из наиболее трудно определимых видов поэзии; чаще всего под Д. разумеют песнь восторженного характера. Первоначально Д. — часть культа Диониса (Вакха). В поэзии древних греков можно отличать Д. драматический и лирический. Словарь литературных терминов
  10. дифирамб — см. >> хвала Петь дифирамбы в чью-л. честь Словарь синонимов Абрамова
  11. Дифирамб — • Dithyrambus, διθύραμβος торжественная песнь в честь Вакха (по словопроизводству, может быть, в связи со словом τίτυρος = σάτυρος), которая впервые появилась в древнейшие времена, вместе с культом Диониса, во Фригии или Лидии... Словарь классических древностей
  12. дифирамб — ДИФИРАМБ -а; м. [греч. dithyrambos] 1. В Древней Греции: торжественная хоровая песнь в честь бога Диониса. 2. Лит. Хвалебное лирическое стихотворение, близкое к оде. Дифирамбы 18 века. 3. Преувеличенная, восторженная похвала кому-л. Произнести... Толковый словарь Кузнецова
  13. дифирамб — ДИФИРАМБ м. греч. лирическое стихотворение в упоении вина, радости, исступительного восхищения, гимн или песнь в честь Вакха; неумеренная хвала. Дифирамбный, дифирамбический, к дифирамбу относящийся. Толковый словарь Даля
  14. дифирамб — ДИФИРАМБ, а, м. 1. В Древней Греции: торжественная песнь в честь бога Диониса. 2. Преувеличенная, восторженная похвала (книжн.). Петь дифирамбы кому-чему-н. (восхвалять сверх меры). | прил. дифирамбический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  15. дифирамб — Дифирамба, м. [греч. dithyrambos]. 1. У древних греков – торжественная песнь в честь Диониса (лит.). 2. Неумеренная, восторженная похвала (книжн.). Петь дифирамбы кому-чему-н. Большой словарь иностранных слов
  16. дифирамб — ДИФИР’АМБ, дифирамба, ·муж. (·греч. dithyrambos). 1. У древних греков — торжественная песнь в честь Диониса (лит.). 2. Неумеренная, восторженная похвала (·книж. ). Петь дифирамбы кому-чему-нибудь. Толковый словарь Ушакова
  17. дифирамб — дифирамб м. 1. Литературная форма, близкая к гимну и оде. 2. см. дифирамбы I Толковый словарь Ефремовой
  18. ДИФИРАМБ — ДИФИРАМБ (греч. dithyrambos) — 1) первоначально хоровая культовая песнь в честь бога Диониса. Позднее литературная форма, близкая к гимну и оде (Пиндар, Арион, Шиллер, Гердер). 2) Преувеличенная похвала. Большой энциклопедический словарь