Десятина

I

(на западе Европы) первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала Д. обязательной: турский собор 567 г. приглашал верных вносить Д., маконский собор 585 г. уже предписывал платить Д., под угрозой отлучения. Карл В. в 779 г. превратил ее в повинность, которая налагалась на всех в силу государствен. закона, под страхом уголовных кар (у саксов — прямо смертной казни). Вместе с этим Карл В. предписал делить Д. на три части: 1) на построение и украшение церквей; 2) на бедных, странников и богомольцев и 3) на содержание духовенства. Духовенство все более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: Д. стали требовать со всех вообще прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII в., при папе Александре III). Вместе с тем церковь все более и более уклонялась от того, чтобы давать Д. надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища ее в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали Д. в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам, что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться Д. и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть Д. в свою пользу. Благодаря тому, что Д. представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжелым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, Д. служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества (такова, напр., вековая борьба из-за Д. в Польше между шляхтой и духовенством, о чем, между прочим, см. в книге проф. Любовича: "История реформации в Польше"). В эпоху реформации катол. церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной Д. В Англии Д., однако, сохранилась, и попытка ее отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII в., не увенчалась успехом, ибо в англ. церкви Д. шла на содержание духовенства, и, отменяя ее, приходилось найти вместо нее другой источник дохода. В католических государствах Д. продолжала существовать по-прежнему, и напр. во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн. ливров Д., которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 г. начинается эпоха отмены Д., пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счет государства содержание духовенства (см. Гражданское устройство духовенства), вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии Д., как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство герм. государств (Нассау, Бавария, оба Гессена, Баден, Вюртемберг, Ганновер, Саксония, Австрия, Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

В XIX в. Д. удержалась в Англии, где в 1836 г. по Tith Commutation Act'y в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских Д. (prediales) уплата натурой была заменена определенной суммой, назыв. tithe rent-charge. Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена Д. с рыбного промысла, с горного промысла и др.

II

(дополнение к статье)

в смысле налога — существовала и в России, где для сбора ее при епископских кафедрах существовали особые должностные лица — десятильники (см.). Д. в древней России назывались также небольшие округа в епархиях, порученные ведению сначала десятильников, а потом поповских старост. Кроме десятильника, в десятинах после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали еще в XVIII веке.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. десятина — -ы, ж. 1. Русская мера земельной площади, равная 2400 кв. саженям или 1,09 гектара, применявшаяся до введения метрической системы. 2. ист. Налог на содержание церкви и духовенства в период феодализма в древней Руси и в Западной Европе в размере одной десятой части дохода. Малый академический словарь
  2. ДЕСЯТИНА — (лат. décima, франц. décime, dîme, нем. Zehnt, англ. tithe) — 1) Д. церковная — десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения в ср. века в Зап. Европе. В древности существовала у ряда семитич. Советская историческая энциклопедия
  3. десятина — Десят/и́н/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. десятина — десятина , -ы Орфографический словарь. Одно Н или два?
  5. Десятина — (лат. decima) 1) десятая часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения на содержание духовенства и храмов. В древности существовала у ряда семитических народов, в частности у евреев, от которых перешла в западную христианскую церковь. Большая советская энциклопедия
  6. Десятина — Владельческая = 3200 кв. саженей = 1,45 га.Казенная = 2400 кв. саженей = 1,09 га.Старая русская мера = 1,092 га. Словарь мер и весов
  7. десятина — орф. десятина, -ы Орфографический словарь Лопатина
  8. Десятина — (Маасер) Обычай, существовавший еще до получения Торы, — дарить священнику или для святых целей десятую часть урожая и приплода скота. Например, Авраам отдал Д. Малки-Цедеку; Яаков дал обет: "Из всего, что дашь мне, я посвящу десятину Тебе". Энциклопедия иудаизма
  9. Десятина — I. Д. — это одноразовое отчисление от воен. добычи (Быт 14:20)или регулярные, как правило, годовые отчисления от урожая и от других доходов в пользу святилища (Лев 27:30-33) или царя (1Цар 8:15,17; см. Подати, II,1). Библейская энциклопедия Брокгауза
  10. десятина — Десят’ина — добровольный дар Богу, известный евреям еще со времен Авраама (Быт.14:20) и Иакова (Быт.28:22). Закон требовал давать десятину со всех произведений поля (Лев.27:30 ; Втор.14:22) и от стада (Лев. Библейский словарь Вихлянцева
  11. десятина — ДЕСЯТИНА -ы; ж. Ист. 1. Русская мера земельной площади, равная 2400 квадратным саженям или 1,09 гектара (применялась до введения метрической системы). Толковый словарь Кузнецова
  12. десятина — (лат. decima) — десятая часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения в пользу духовенства и храмов. на Руси была установлена в х в., окончательно ликвидирована в России в конце XIX в . Большой юридический словарь
  13. десятина — ДЕСЯТИНА, ы, ж. Старая русская мера земельной площади, равная 2400 кв. саженям или 1,09 гектара. | прил. десятинный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  14. десятина — См. десять Толковый словарь Даля
  15. десятина — ДЕСЯТ’ИНА, десятины, ·жен. 1. Русская единица земельной площади до введения метрической системы мер, равная 2400 саженей2, или 1,092 гектара. 2. В католических странах — налог в пользу церкви в размере одной десятой части дохода (истор:). (·первонач. одна десятая часть чего-нибудь) Толковый словарь Ушакова
  16. десятина — десятина I ж. Единица земельной площади, равная 2400 квадратным саженям (или 1,09 гектара) и применявшаяся в России до введения метрической системы. II... Толковый словарь Ефремовой
  17. ДЕСЯТИНА — (ЦЕРКОВНАЯ) десятая часть урожая и прочих доходов, взимавшаяся церковью в период раннего феодализма. Экономический словарь терминов
  18. ДЕСЯТИНА — ДЕСЯТИНА — основная дометрическая русская мера площади, равная 2400 квадратных саженей (1,09 га, т. н. казенная). В 18 — нач. 19 вв. употреблялась десятина владельческая (хозяйственная) — равная 3200 квадратных саженей (1,45 га). Большой энциклопедический словарь
  19. десятина — десяти́на 1. "земля площадью 2400 кв. саженей", 2. "десятая часть урожая", 3. "число церквей и монастырей под управлением десятинника". От де́сять. Первично 2-е знач., из которого развились остальные (Филин 62 и сл.). Этимологический словарь Макса Фасмера