Гилозоизм

(от ΰλη — материя и ζωή — жизнь) — воззрение, оживотворяющее материальную природу. Так как понятие о материальной основе мира как о бездушном, лишь механически движимом веществе, есть плод рассудочного анализа конкретных явлений, совершаемого лишь на известной степени развития сознания, то первобытные воззрения народов, а равно и умозрения древнейших мыслителей, носят характер непосредственного, или наивного, Г., еще не различающего с ясностью и определенностью механических определений бытия от органических и психологических. Такое смешение мы находим в ионийской школе так называемых физиологов, или, по нынешнему, натурфилософов, которые прямо приписывали основным стихиям материального мира (воде, воздуху, огню) жизнь, душу и даже разум. Из последующих философов гилозоическим характером отличается в особенности воззрение Эмпедокла, по которому весь природный мир жил борьбой двух противоположных сил — любви и вражды. Хотя атомизм Левкиппа и Демокрита пришел уже к современному механическому понятию о веществе, однако в метафизических воззрениях Платона и даже Аристотеля не исключен элемент Г. В схоластической философии решительный удар этой точке зрения был в принципе нанесен односторонне понятой идеей творения из ничего и всемогущества Божия, вследствие которой устанавливалось чисто-внешнее отношение между духовным началом и вещественным миром, получавшим безусловно пассивный характер. Впрочем, с полной последовательностью это воззрение не проводилось. В эпоху Возрождения европейская мысль, воспроизводя, хотя и с большей рассудочной сознательностью, древние воззрения, вернулась между прочим и к Г. Так, Бернардин Телезий (итальянский философ XVI в.) видел одушевляющие вещество начала в теплоте и холоде, которым приписывал даже ощущение их деятельных и страдательных состояний. Исключающее всякий Г. чисто-механическое воззрение на материальный мир установлено Декартом. От Г. отличают сродное ему по содержанию, но имеющее другие основания воззрение пампсихизма, которое в новой философии ведет свое начало от Лейбница и принимается многими современными философами и натуралистами (см. Пампсихизм).

Вл. С.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ГИЛОЗОИЗМ — ГИЛОЗОИЗМ (от греч. ὓλη – вещество, материя и ζωή – жизнь) – философское учение о всеобщей одушевленности материи. Термин ввел в философский лексикон в 1678 Р.Кедворт [КЕДВОРТ]. Новая философская энциклопедия
  2. Гилозоизм — (от греч. hyle, здесь — вещество, материя и zoe — жизнь) философское учение об универсальной одушевлённости материи (термин был введён впервые в 17 в.). В истории философии... Большая советская энциклопедия
  3. гилозоизм — орф. гилозоизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. гилозоизм — ГИЛОЗОИЗМ а, м. hylozoïsme < гр. hyle вещество + zoe жизнь. Возникшее в древнегреческой философии учение о всеобще одушевленности материи. Крысин 1998. — Лекс. СИС 1954: гилозоизм. Словарь галлицизмов русского языка
  5. гилозоизм — ГИЛОЗОИЗМ -а; м. [от греч. hylē — вещество и zōē — жизнь]. Философское учение, возникшее в Древней Греции, утверждающее, что все формы материи одушевлены, способны ощущать и мыслить. ◁ Гилозоистический (см.). Толковый словарь Кузнецова
  6. гилозоизм — [гр. вещество + жизнь] – возникшее первоначально в древней Греции философское учение о всеобщей одушевлённости материи; гилозоизм ошибочно приписывает материи во всех её видах чувствительность и жизнедеятельность, свойственные только высокоразвитой материи Большой словарь иностранных слов
  7. ГИЛОЗОИЗМ — ГИЛОЗОИЗМ (от греч. hyle — материя и zoe — жизнь) — философское учение о всеобщей одушевленности материи; термин введен в 17 в. Р. Кедвортом. Большой энциклопедический словарь
  8. ГИЛОЗОИЗМ — ГИЛОЗОИЗМ (греч. hyle — вещество, материя и zoe — жизнь) — философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Г. снимал принципиальное различие между неорганической и живой природой. Термин... Новейший философский словарь