Генерал-бас

(Fundamentum, Bassus continuus-лат., Fondamento, Basso continuo— итал., Basse fondamentale, Basse chiffrée— французск., Bezifferter Bass— нем.) — цифрованный бас, обозначает нижний голос музыкальной пьесы, над или под нотами которого ставятся цифры, обозначающие интервалы, на которые отстоят ноты верхних голосов от лежащих под ними нот нижнего голоса. По мере того, как меняются интервалы между верхним и нижним голосами, меняются и цифры. Цифры под басом, заменяющие ноты, долженствующие находиться над ним, требуют меньше времени для письма и по своей условности занимают гораздо меньшее место. Этот сокращенный способ письма в особенности пригоден для быстрого набрасывания сочинения в эскизе. Нота с нулем обозначает ноту без аккорда, нота без всякого знака — необращенное трезвучие, цифра 6 в генерал-басе обозначает секстаккорд (первое обращение трезвучия), 4/6 — квартсекстаккорд (второе обращение трезвучия), 7 — необращенный септаккорд, 5/6 — первое его обращение, 3/4 — второе обращение, 2 — третье обращение, 9 — необращенный нонаккорд, 6/7 — его первое обращение, 4/5 — второе обращение, 2/3 — третье обращение. Цифра с хроматическим знаком перед ней обозначает случайный знак, поставленный у верхней ноты интервала. Хроматический знак без цифры обозначает хроматически измененную терцию. Изобретение Г.-баса относится к началу XVII столетия и приписывается Людовику Виадана (см.). Игра по данному басу, по мнению историка Кизеветтера, была известна даже в конце XVI столетия. В прошлых столетиях Г.-бас считался наукой и был синонимом науки о гармонии. Многие сочинения не выписывались полностью, а заключали мелодию и цифрованный бас, по которому играющий должен был подыскивать гармонизацию. Так в особенности писался речитатив. В XVIII столетии и начале XIX столетия в Г.-басе обозначались все детали сочинения, при чем, разумеется, он потерял свою практическую цель, требуя много места и времени для письма. На Г.-бас следует смотреть как на стенографию. Называть Г.-бас наукой о гармонии настолько же странно, насколько странно называть стенографию грамматикой. О Г.-басе писали Филипп-Эмануил Бах, Тюрк, Готфрид Вебер, Ложье и мн. др.

Н. Соловьев.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Генерал-бас — (нем. Generalbas, итал. basso generale, букв. — общий бас) — басовый голос с цифрами, обозначающими созвучия в верхних голосах. Др. названия: итал. basso continuo, англ. thorough-bass, through-bass — непрерывный бас. Наз. также цифрованным басом (итал. Музыкальная энциклопедия
  2. Генерал-бас — (нем. Generalbaβ, итал. basso generale) цифрованный бас, непрерывный бас (итал. basso continue), упрощённый способ записи гармоний с помощью басового голоса и проставленных под ним цифр, обозначающих созвучия в верхних голосах... Большая советская энциклопедия
  3. генерал-бас — орф. генерал-бас, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. генерал-бас — Генера́л/-ба́с/. Морфемно-орфографический словарь
  5. генерал-бас — ГЕНЕР’АЛ-БАС, генерал-баса, ·муж. (муз.). Сокращенный способ цифрового обозначения нот указанием на интервалы от самого низкого (басового) регистра. Толковый словарь Ушакова
  6. ГЕНЕРАЛ-БАС — ГЕНЕРАЛ-БАС (цифрованный бас — бассо континуо) — в музыке — басовый голос, под звуками которого проставлены цифры, обозначающие созвучия в верхних голосах. Применялся в кон. 16 — 1-й пол. 18 вв. при нотации органного и клавесинного сопровождения. Большой энциклопедический словарь