Вдохновение

В общем смысле под этим именем разумеется такое особое состояние субъекта, при котором он способен к наиболее интенсивным, целесообразным и ценным по внутреннему достоинству действиям в области религиозной, умственной и эстетической. Хотя не всем одинаково свойственно испытывать такой подъем духовной деятельности, но безусловного различия между лицами в этом отношении признать невозможно; некоторая степень В. необходима для успешного исполнения всякого человеческого дела. По этимологии своей слово вдохновение (inspiratio) указывает на первоначальное представление о причине этого явления. А именно, предполагалось, что в человека входит постороннее духовное существо и более или менее полно овладевает его душевными способностями, возвышая и усиливая их. Качеством этой посторонней духовной силы, входящей в субъекта или находящей на него (вдохновение = наитие), обуславливается, согласно такому представлению, различие между положительным вдохновением (наитие свыше) и одержанием, или бесноватостью. Наиболее яркое и грубое выражение этого реально-мистического взгляда на В. мы находим, с одной стороны, у диких и полудиких народов — напр., у наших сибирских инородцев, у которых их вдохновенные пророки и чародеи, шаманы, представляются пассивными орудиями разных входящих в них духов, иногда зооморфического характера; а с другой стороны, у современных спиритов мы встречаем убеждение, что все вдохновенные деятели человечества были лишь особого рода медиумы (т. е. также пассивные орудия) сообщавшихся через них духов. В менее грубой форме, чем у шаманистов и спиритов, тот же взгляд господствовал у древних греков, приписывавших всякое вдохновенное действие наитию Аполлона и Муз; воззвание к этим божествам, превратившееся впоследствии в риторическую фигуру, имело первоначально совершенно реальный смысл. Начало иного взгляда принадлежит Платону, который смотрит на вдохновение как на внутренний аффект, сопровождающий возвышение разумной души в сферу созерцания истинно сущего или вечных идей (см. в особенности диалог "Федр"). Впрочем, у Платона — и еще более у позднейших неоплатоников — идеалистический взгляд на вдохновение смешивается с прежними мифологическими представлениями. Он совершенно отрешается от них в германском идеализме. По Гегелю, вдохновение есть действие человеческого духа, непосредственно наполненного и связанного раскрывающимся в нем идеальным содержанием; вследствие своей непосредственности это действие ощущается самим субъектом как чужая сила — вдохновение есть состояние несвободное (ein unfreies Pathos: см. Hegel, "Encyklopädie der philosophischen Wissenschaften", § 560). Здесь, как и везде у Гегеля, мы видим лишь подведение частного явления под общую логическую формулу, а не реальное его объяснение. Такого объяснения не находим мы и у других новейших философов. Шопенгауэр повторяет своими словами взгляд Платона, а Гартман довольствуется причислением вдохновения — наряду с инстинктом, религиозным чувством и т. д. — к проявлению в нас бессознательного или сверхсознательного начала. В школьной психологии рассуждения о вдохновении ограничиваются обыкновенно амплификациями общих мест. Гораздо более плодотворными следует признать наблюдения новейших психопатологов, подтверждающих старинное мнение Аристотеля о сродстве высшей духовной деятельности с помешательством (см. Гений). Можно считать установленным фактом, что особенная способность к вдохновенным действиям и произведениям (гениальность) и многие формы душевных болезней развиваются на общей почве невропатической и психопатической конституции. Но этот важный и интересный факт, очевидно, вовсе не объясняет существенного и объективного различия между результатами сумасшествия и гениальности. Все существующие взгляды на В. могут быть подведены под три главные точки зрения: 1) или В. понимается как действие в человеке и через человека внешних духовных сил; 2) или как акт имманентного раскрытия в человеческом духе его высшего идеального содержания; 3) или, наконец, как проявление особой психофизической организации при известных физиологических условиях. Эти три основных взгляда отвечают, собственно, на три различных вопроса: в первом имеется в виду причина данного явления, действующая, или производящая (causa efficiens, αρχή της χινήσεως), во втором — причина формальная, или идеальная (έίδος), в третьем — причина материальная, или субстрат (το ύποκείμενον). Во всяком случае, эти три взгляда не только в отдельности, но и вместе взятые, не дают нам удовлетворительного объяснения, и истинно научная теория вдохновения принадлежит к задачам будущего.

Владимир Соловьев.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Вдохновение — ВДОХНОВЕНИЕ — см. ст. «Творческий процесс». Литературная энциклопедия
  2. вдохновение — -я, ср. 1. Состояние творческого подъема. Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника ---: оно везде, во всяком деле, во всяком труде. Белинский, Уголино. Соч. Н. Полевого. Что такое вдохновение?... Малый академический словарь
  3. Вдохновение — Психическое состояние, для которого характерно резкое возрастание внутренней активности личности, высокий эмоциональный подъём, напряжение духовных и физических сил человека. Большая советская энциклопедия
  4. вдохновение — орф. вдохновение, -я Орфографический словарь Лопатина
  5. вдохновение — • большое ~ • огромное ~ Словарь русской идиоматики
  6. Вдохновение — ВДОХНОВЕНИЕ — означает ту степень творческого возбуждения, когда человек чувствует себя как бы совсем исторгнутым из области впечатлений жизни и вовлеченным в круг иных переживаний. Словарь литературных терминов
  7. вдохновение — Влияние, внушение, наитие Под наитием Св. Духа ср. !! внушение Словарь синонимов Абрамова
  8. вдохновение — Вдохнов/е́ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  9. вдохновение — сущ., с., употр. сравн. часто (нет) чего? вдохновения, чему? вдохновению, (вижу) что? вдохновение, чем? вдохновением, о чём? о вдохновении... Толковый словарь Дмитриева
  10. вдохновение — Заимств. из ст.-сл. яз. Словообразовательная калька греч. empnoia «вдыхание» > «вдохновение» на базе въдъхнѫти (у из о носового) «вдохнуть» с помощью суф. -ение (ср. дунуть — дуновение, исчезнуть — исчезновение и т. п.). См. вдохновить. Этимологический словарь Шанского
  11. ВДОХНОВЕНИЕ — (англ. inspiration) — резкий и неожиданный подъем духовных сил человека, наблюдаемый в процессе творческого труда. В. характеризуется глубокой и устойчивой сосредоточенностью на предмете труда, активизацией способностей, знаний и умений... Большой психологический словарь
  12. вдохновение — Божественное, буйное, бурное, волнующее, волшебное, всеохватывающее, высокое, глубокое, душевное, дьявольское, живительное, животворное, лирическое, лучезарное, молитвенное, небесное, невольное, неизъяснимое, необъяснимое, огненное, озаряющее... Словарь эпитетов русского языка
  13. вдохновение — • Высокое (Пушкин). • Гордое (Эртель). • Дикое (Сологуб). • Задумчивое (Надсон). • Золотое (Майков). • Крылатое (Пушкин). • Небесное (Льдов). • Святое (Надсон, Фруг). • Светлое (Жуковский). • Сладкое (Полежаев). • Чуткое (К. Р.). • Чистое (Фруг). Словарь литературных эпитетов
  14. вдохновение — ВДОХНОВЕНИЕ -я; ср. Состояние наивысшего подъёма душевных сил. Творческое, поэтическое в. Петь с вдохновением. В. нашло на кого-л. (разг.). Толковый словарь Кузнецова
  15. вдохновение — ВДОХНОВЕНИЕ, я, ср. Творческий подъём, прилив творческих сил. Толковый словарь Ожегова
  16. вдохновение — ВДОХНОВЕНИЕ, вдохнуть, см. вдыхать. Также см. вдыхать Толковый словарь Даля
  17. вдохновение — ВДОХНОВ’ЕНИЕ, вдохновения, ср. (·книж. ). Творческое одушевление, состояние творческого подъема. «Не часто к нам слетает вдохновенье.» Дельвиг. «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова
  18. вдохновение — Это заимствованное из старославянского языка слова образовано, вероятно, методом калька с греческого empnoia; первоначальная форма имела, видимо, значение "вдохнуть". Этимологический словарь Крылова
  19. вдохновение — вдохновение ср. 1. Состояние творческого подъема, прилив творческих сил. 2. Приподнятое душевное состояние, настроение; воодушевление. Толковый словарь Ефремовой