Вассиан Косой

Инок, до пострижения (1499) боярин князь Василий Иванович Патрикеев, был пострижен во время опалы Ивана III на старую боярскую партию. Находясь в Кирилло-Белозерском монастыре и предаваясь книжным занятиям, В. сделался ревностным учеником и последователем известного поборника пустынножительства и главы заволжских старцев — Нила Сорского, который был пострижеником того же монастыря и основал пустынь невдалеке от него. Обладая начитанностью и литературным талантом, В. стал развивать идеи своего учителя и вступил в резкую полемику с Иосифом Волоцким в эпоху собора 1504 г., когда Иосиф написал в. кн. Василию Ивановичу увещание казнить еретиков. Против этой-то инквизиторской строгости и выступили заволжские старцы, с В. во главе. Сочувствие многих современников оказалось на стороне В., как проповедника воззрений, более гуманных и более согласных с духом христианства. Сам в. кн. Василий Иванович одно время очень жаловал В. и приблизил его к себе, как умного, правдивого советника и своего дальнего родственника. Переехав в Москву, В. жил то в Симонове, то в Чудове монастыре, усердно продолжал полемику с Иосифом по вопросу о еретиках и о неприличии монастырям владеть вотчинами. По обоим этим вопросам В. написал целый ряд посланий, или "тетрадей", представляющих строгую критику Иосифова учения. В Чудове монастыре В. близко сошелся с Максимом Греком, решительно принявшим его сторону в полемике о монастырском землевладении. Третьим в этом союзе был митрополит Варлаам, вскоре, однако, замененный иосифлянином Даниилом (1522), который и стал преследовать В. и Максима. После осуждения и ссылки последнего был назначен (в мае 1531) соборный суд и над В., который около этого времени с резким неодобрением отозвался о разводе вел. князя и его вторичной женитьбе. По приговору собора В. был сослан в тот самый монастырь, с которым он всю жизнь враждовал, — в Иосифов Волоколамский, где вскоре и умер, по свидетельству кн. А. М. Курбского, насильственною смертью.

См. "Сказание Курбского", стр. 4 — 5; "Судное дело В." — в "Чтениях Общ. Ист." 1847, № 9; Хрущева, "Князь инок В. Патрикеев" в "Древн. и Нов. России" 1875, № 3; Жмакина, "Митрополит Даниил" (М. 1881).

П. М.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ВАССИАН КОСОЙ — ВАССИАН КОСОЙ (в миру князь Василий Иванович Патрикеев) (ок. 1470 – после 1531, Иосифо-Волоколамский монастырь) – русский церковно-политический деятель, видный представитель нестяжательства [НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО]. Был насильно пострижен в монахи Иваном III. Новая философская энциклопедия
  2. Вассиан Косой — (наст. имя и фам. Василий Иванович Патрикеев; г. рожд. неизв. – ум. до 1545) – князь, боярин с 1495, писатель, глава нестяжателей с 1508. Пострижен в монахи. Осуждал церк. землевладение. Обвинен в ереси на церк. соборе 1531 и сослан в Волоколамский мон. Энциклопедический словарь псевдонимов
  3. Вассиан Косой — Вассиан Косой — инок, до пострижения (1499) боярин князь Василий Иванович Патрикеев, был пострижен во время опалы Ивана III на старую боярскую партию. Находясь в Кирилло-Белозерском монастыре и предаваясь книжным занятиям... Большая биографическая энциклопедия
  4. ВАССИАН КОСОЙ — ВАССИАН КОСОЙ (Василий Иванович Патрикеев) (? — до 1545) — российский князь, боярин с 1495, писатель, Глава нестяжателей с 1508. Пострижен в монахи. Осуждал церковное землевладение. Обвинен в ереси на церковном соборе 1531 и сослан в Волоколамский монастырь. Большой энциклопедический словарь