Вавилон апокалипсический
Столица Вавилонской монархии своим грозным величием, блеском своего культурного богатства и глубиной нравственного упадка произвела на воображение человечества, и особенно на иудеев, такое неизгладимое впечатление, что имя ее сделалось вообще синонимом всякого большого безнравственного города. У позднейших писателей, а именно христианских, название Вавилон нередко употребляется в таком таинственном смысле, который и доселе составляет предмет спора для толкователей и исследователей. Так, много рассуждений возбуждало одно место в 1 Послании апостола Петра, где он говорит, что "приветствует избранную церковь в Вавилоне" (V, 13). Крайне трудно определить, что именно здесь разумеется под В., и весьма многие, особенно латинские писатели утверждают, что под этим именем апостол Петр разумеет Рим, на чем даже основываются известные притязания римских пап, как преемников апостола Петра. Но особенно замечательный пример таинственного употребления имени В. находится в Апокалипсисе или Откровении апостола Иоанна (с конца XVI гл. по XVIII гл.). Там под именем В. изображается "город великий", играющий огромную роль в жизни народов. Такое изображение уже нисколько не соответствует месопотамскому Вавилону, давно потерявшему к тому времени свое мировое значение, и потому исследователи не без основания понимают под этим названием великую столицу Римской империи, Рим, в истории западных народов занимавший такое же положение, какое раньше в истории Востока занимала столица Навуходоносора. Это — господствующее теперь воззрение в экзегетике.
Ал. Л.