Селиванов, Федор Андреевич
Селиванов, Федор Андреевич
(р.30.06.1928) — спец. по теории познания, этике и эвристике; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Алтат Бирилюсского р-на Красноярского края. Окончил в 1952 отделение логики, психол. и рус. языка ист.-филол. ф-та Томского гос. ун-та. Работал сначала асс., потом доц. на кафедре филос. Том. гос. ун-та. С 1966 по 1990 заведовал кафедрой филос. в Тюменском индустриальном ин-те, с 1990 — кафедрой филос. и культурологии в Тюм. гос. ин-те искусств и культуры. Докт. дисс. — "Исследование общего в заблуждениях" (1974). Акад. Росс. академии соц. наук. Заслуженный деятель науки РФ.
С. предложил рассматривать мораль как сложное соц. образование, а не как форму (вид) обществ. сознания (к к-рому относится моральное сознание). Включил в нее моральное сознание (моральные взгляды и идеалы, нормы и оценки), моральные отношения, качества поступков (добрый, злой, справедливый, несправедливый), добродетели и пороки как черты субъектов и нравы. Добро и зло определил через отношение к благу (создание и сохранение его или разрушение). "Благо" — общесоциол. категория, родовое понятие по отношению к "добру". Добро и зло имеют объективное бытие как качества поступков и субъективное как умственные конструкции, переживания, предикаты в оценках. Единством субъективного и объективного, абсолютного и относительного пронизана вся мораль. Все, за исключением идеализированных объектов, абсолютно и относительно; противоположности не совместимы в одном и то же отношении, но присущи вещам в разных отношениях. Развел категории "целое" и "система", "связь" и "отношение"; они не могут быть определены друг через друга. Связь — любое соединение посредством чего-то, дающее признак (качество, предмет), не существовавший до связи; отношение — то, благодаря чему вещи присущ или не присущ признак (из-за наличия или отсутствия др. вещи). С. ввел понятие эррологии для обозначения общей теории ошибок, создал классификацию ошибок, выделив семь классов (ошибки расширения и сужения сферы существования признака, переноса признака на др. отношения, элиминирования тождества, совмещения, порочного круга). Заблуждение — вид ошибки как принятие субъектом истинного или ложного за обратное. Распространил качества истины — субъективность и объективность, абсолютность и относительность, абстрактность и конкретность — на заблуждения. Истина — вид правильного, а последнее — вид адекватности. Причина заблуждения никогда несводима ни к какому отдельному фактору, она есть единство внутр. и внешн. Без изменения бытия субъекта, перестройки психики и критики заблуждений невозможно преодоление заблуждений. Разрабатывая новое направление экологии разума, С. определил факторы, разрушающие разум как обстоятельства, неблагоприятные для развития ума, отрицательно действующие на него, затемняющие разум, препятствующие его деятельности, вед. к его перерождению. Описал разум как целостное образование. Осуществил экспликацию понятия о противоположности ноосферы. Атасфера — это сфера глупости, безрассудства и неразумия. На Земле существуют две сферы, а не одна ноосфера.
Соч.: Этика. Очерки. Томск, 1962; Заблуждения и пороки. Томск, 1965; Благо. Томск, 1967; Истина и заблуждение. М., 1972; Классификация ошибок и ее значение для теории деятельности // Диалектический метод и этика. Тюмень, 1973; Оценка и норма в моральном сознании. М., 1977; Абсолютное и относительное как категории диалектики // Материалистическая диалектика как логика. Алма-Ата, 1979; Логические формы, приемы и законы. Тюмень, 1982; Связь и отношение. Тюмень, 1983; Ошибки. Заблуждения. Поведение. Томск, 1987; Совесть и чувство добра. [В соавт.] // ФН. 1990. № 2; Диалектика и ее альтернативы. Тюмень, 1991; В мире сплетения причин и следствий. Тюмень, 1991; Эристика, или искусство спора. [В соавт.]. Тюмень, 1993; О причинности в психиатрии и психотерапии. [В соавт.] // Психотерапия: от теории к практике. СПб., 1995; Разум как целостное образование. [В соавт.] // Теория и экология разума. Тюмень, 1997; Дефицит разума // Природные, промышленные и интеллектуальные ресурсы Тюменской обл. Тюмень, 1997; Избр. Тюмень, 1998; Философия здоровья. [В соавт.]. Тюмень, 1998; Эристика. [В соавт.]. Тюмень, 1999; Благо: сквозь призму добра и зла // Философская жизнь Урала. Проблемы общей и социальной онтологии. Екатеринбург, 1999; Рассказы о философах. Тюмень. 2000.
♦
Селиванов, Федор Андреевич
Заведующий кафедрой философии и теории культуры Тюменского государственного института искусств и культуры; родился в 1928 г.; доктор философских наук, профессор, действительный член Академии социальных наук; основное направление научной деятельности: социальная философия, этика.