Огурцов, Александр Павлович

Огурцов, Александр Павлович

(р. 14.09.1936) — спец. по методол. и филос. науки, истории науки, теории познания; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1958). Работал в ИИЕТ АН СССР (1971—1988). С 1988 — в ИФ АН СССР (РАН): ст., затем вед. н.с, с 1992 — зав. лабораторией "Аксиология познания и этика науки". С 1988 — рук. Центра методол. и этики науки, зав. отделом "Философия науки и техники". Канд. дисс. — "Отчуждение, рефлексия и практика" (1967). Докт. дисс. — "Дисциплинарная структура науки. Ее генезис и обоснование" (1990). В трудах О. исследуются проблемы отчуждения, специфики филос., понимаемой как рефлексия культуры, социокультурного образа науки, к-рый представляет собой рефлексию науки, выраженную: 1) в определ. концепциях науки, доминирующих в науч. сооб-ве в тот или иной период; 2) в познавательных моделях и метафорах, используемых науч. сооб-вом; 3) в выборе аксиол. оснований науч. деятельности. Дисциплинарная структура науки понимается как способ организации знания, связанный с университетской наукой и с филос., понятой как наукоучение. Им расмотрены раз л. концепции истории естествознания, начиная с просветительской и кончая маркс. (в соавт. с Б.М.Кедровым). Исследуются соц. история науки, ее разл. стратегии — макроаналитическая и микроаналитическая. Дается анализ как дисциплинарной организации науч. знания, так и междисциплинарных иссл. тех изменений, к-рые происходят "на переднем крае" науки (новых форм организации науч. сооб-ва, "невидимых колледжей", науч. школ и др.). Проанализированы взаимоотношения науки и власти, в частности тоталитарной власти. В посл. годы занимается проблемами филос. природы, филос. культуры и филос. образования. Им переведен ряд работ Э.Гуссерля. В иссл. по филос. культуры (соавт. С.С.Неретина) показано усложнение рефлексии о культуре в XX в., превращение культуры в универсальный способ обоснования филос. и даже теологии в прошлом веке. Универсализация культуры в филос. XX в. привела к формированию социокультурного образа науки, к-рая существует наряду с гносеолого-методол. подходом в филос. науки и конкурирует с ним. Социокультурный образ науки существенно трансформирует прежние проблемы (в частности, проблему универсалий) и выдвигает новый круг проблем (релятивизация знания, объективности знания, несоизмеримости теорий, фундам. роли языка, аксиол. обоснования знания и др.). Продолжается изучение тех сдвигов, к-рые произошли в методол. и филос. науки XVIII—XX вв., в заруб. филос. образования за последние десятилетия. О. — ученый секретарь Науч.-ред. совета "Новой философской энциклопедии" в четырех томах (М., 2000—2001).

Соч.: Отчуждение и человек // Человек, творчество, наука. Философские проблемы. М., 1967; Отчуждение // Философская энциклопедия. Т.4. М., 1967; Рефлексия // Там же; Феноменология // Там же. Т.5. М., 1970; Этапы интерпретации системности научного знания (античность и Новое время) // Системные исследования—1974. М., 1974; "Философия природы" Гегеля и ее место в истории философии науки // Гегель. Энциклопедия философских наук. Философия природы. М., 1975; Марксистская концепция истории естествознания (XIX век). [В соавт.]. М., 1978; Disciplinary knowledge and scientific communications // Systems research. Methodological problems. Oxford et. all. 1984; История естествознания, идеалы научности и ценности культуры // Наука и культура. М., 1984; Марксистская концепция истории естествознания (первая четверть XIX века). [В соавт.]. М., 1985; Исторические типы дискуссий и становление классической науки // Роль дискуссий в развитии естествознания. М., 1986; Уровни дисциплинарной организации науки и взаимодействия между учеными // Дисциплинарность и взаимодействие наук. М., 1986; Дисциплинарная структура науки. М., 1988; От социологии знания к социологии науки // Современная западная социология науки. М., 1988; Этнометодология и этнографическое изучение науки // Там же; Подавление философии // Суровая драма народа. М., 1989; Великая Французская революция и наука // ВФ. 1989. № 3; Научный дискурс: власть и коммуникация (дополнительность двух традиций) // Философские исследования. 1993. Вып.3; Неизвестный Н.И.Бухарин // ВФ. 1993. № 6; Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы // ВФ. 1994. № 3; Философия науки эпохи Просвещения. М., 1994; Аксиологические модели в философиии науки // Философские исследования. 1995. Вып.1; От натурфилософии к теории науки. М., 1995; Философия природы: коэ-волюционная стратегия. [В соавт.]. М., 1995; Благо и истина: точки схождения и расхождения // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М., 1998; Время культуры. СПб., 1999 [В соавт.]; Время культуры. [В соавт.]. СПб., 2000; Философия науки в XX веке (статья первая) // Философия науки. Вып.6. М., 2001.

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me