Мятлев, Иван Петрович

Мятлев, Иван Петрович

Мятлев, Иван Петрович

(1796—1844) — поэт-юморист; род. в богатой аристократической семье, был камергером; издал два сборника стихотворений (СПб., 1834 и 1835), но известность приобрел путевыми впечатлениями, изложенными в юмористических стихах под общим заглавием: "Сенсации и замечания г-жи Курдюковой за границей, дан л'Этранже" (Тамб. [на самом деле печ. В СПб.], 1840—44; 2 изд., СПб., 1856—67). Популярности этого сочинения отчасти содействовало искусство, с которым автор читал его в СПб. гостиных. "Сенсации г-жи Курдюковой" были переделаны для сцены и играны в Александринском театре. Слава М., ныне совершенно забытого, была так велика, что когда Смирдин предпринял свое издание "Сто русских литераторов", то М. попал одним из ста уже в третий том. Это возбудило негодование Белинского, который "Сенсации г-жи Курдюковой" объявил книгой скучной и довольно плоской, а мелкие стихотворения М., воспевающие высокие предметы — очень смешными. Отзыв этот в общем совершенно верен; тем не менее некоторые стихотворения М., страдая неотделанностью, небрежностью формы, производят впечатление искренностью чувства ("Воскресение Лазаря"). Удивительна в этом светском человеке 1830-х гг., всю жизнь проведшем в петерб. гостиных, жилка народности, которою проникнуты многие его стихотворения ("Фонарики-сударики", "Новый год", "Настоечка тройная", "Разговор барина с Афонькой"). "Сенсации г-жи Курдюковой" написаны языком, представляющим удачное подражание тому смешению французского с нижегородским, которое в то время господствовало в русском обществе, и вообще дают верный сколок тона, приемов, способов выражаться и понятий тогдашнего "света". М. напеч. еще: "Петергофский праздник" (СПб., 1842), "Коммеражи" (СПб., 1844), "Тарантелла" (СПб., 1844). Полные собрания соч. М. изданы в 1857 (СПб.), 1893 (Киев) и 1894 г. (М.).

{Брокгауз}

Мятлев, Иван Петрович

[1796—1844] — поэт. Род. в богатой помещичьей семье. Был камергером. Автор ряда лирических стихотворений (наиболее удачные из них — "Восторг" и "Фонарики-сударики", стилизованные в духе мещанской народности, — сделались любимыми песнями тогдашней мастеровщины).

Наиболее крупное произведение М. — юмористическая поэма "Сенсации и замечания т-жи Курдюковой за границей, дан л'этранже" (1840—1844, 3 тт.), написанная в манере макаронической поэзии (см.): "Автор заставляет русскую провинциальную барыню путешествовать по Европе и рассказывать свои впечатления пестрым яз., составленным из смеси русских слов с французскими, которые написаны русскими же буквами и от этого при произношении производят звуки, им не свойственные" (Белинский). Поэма М. имела большой успех, который следует приписать легкости стиха, остроумию наблюдений, но успех "Г-жи Курдюковой" не был продолжительным. На творчестве М. лежит печать бездумья. Творчество М. является характерным продуктом салонной среды; отсюда та легкая насмешка над неуклюжим дворянским мелкопоместьем, которой пронизаны "Сенсации и замечания". Здесь нечего искать каких-либо ярких антидворянских мотивов: ценность произведений М. — в зарисовках дворянского быта, которыми они изобилуют, и в лит-ой остроте его пародий ("Гугеноты"), эпиграмм, посланий, сыгравших немалую роль в низвержении романтических штампов. "Стихотворная болтовня" М. — прямой предшественник фельетонных обозрений и пародий Эраста Благонравова (Алмазова) и "Нового поэта" (И. Панаева). Некоторые связующие нити найдутся у нее и с обличительными куплетами шестидесятников — Д. Минаева, Курочкина, Конрада Лилиеншвагера (Н. Добролюбова), хотя у этих последних незлобная насмешка М. закономерно уступила место иронии и сарказму, не говоря уже о подчеркнуто-антидворянской тенденции их стихотворений.

Библиография: I. Полное собр. сочин., 2 тт., СПб, 1857; То же, Киев, 1893; То же, 3 тт., М., 1894; Новое роскошное изд.. "Сенсаций и замечаний г-жи Курдюковой", с воспроизведением рисунков Тимма, изд. А. С. Суворина, СПб, 1907.

II. Белинский В. Г., "Отечественные записки" (рецензия на сб. "100 русских литераторов", т. II) — перепеч. в "Сочин." Белинского, изд. Солдатенкова и Щепкина, ч. 4; "Биб-ка для чтения", 1857, М., № 143 (рецензия В. Водовозов а); Амфитеатров А., Мятлев и его поэзия, ст. к т. I "Полного собр. сочин.", М., 1894; Голицына В., Шутливая поэзия Мятлева и стиховой фельетон, сб. "Русская поэзия XIX в.", под ред. и с предисл. Б. М. Эйхенбаума и Ю. Н. Тынянова, изд. "Academia", Л., 1929.

III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб, 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917.

А. Ц.

{Лит. энц.}

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me