Зиновий Отенский

Зиновий Отенский

— инок Отенского монастыря в 50 верстах от Новгорода, один из видных деятелей русской церкви; скончался в 1568 году. Он был учеником и сотрудником известного исправителя богослужебных книг Максима Грека и отличался широким и просвещенным взглядом на вещи. По невежеству тогдашнего общества, Максим Грек и его деятельность были осуждены на соборе 1525 года, а ученики и сотрудники его заточены в монастыри, в числе последних был и инок Зиновий, сосланный в 1526 г. в Отенский монастырь, от которого получил свое прозвание и в котором подвизался более 40 лет. Последние годы своей жизни он посвятил литературной деятельности, отвечавшей прямым запросам тогдашней жизни. Он был писателем плодовитым, но не по числу написанных им произведений, а по объему его трудов и той видимой легкости, с какой давалась ему литературная работа. После него остались выдающиеся для того времени образцы церковно-учительной и богословско-полемической литературы, главным образом против распространившейся тогда ереси Феодосия Косого, отрицавшего Святую Троицу, божество Иисуса Христа, предания церковные, почитание святых икон и проч. По запросу смущенных новым учением и не знавших, от Бога ли оно и как нужно веровать, чтобы спастись, Зиновий написал два сочинения: а) "Истины показание к вопросившим о новом учении" (против заблуждений Феодосия Косого доказательства бытия Божия, учение о Святой Троице, о Сыне Божием, о почитании святых икон, о призывании святых и почитании мощей, защита церковной обрядности и иерархии, по вопросу о монашестве и монастырских имуществах (напечатано в "Православном Собеседнике" за 1863—1864 гг.) и б) "Многословное послание на зломудрие Косого" (напечатано в "Чтен. Общ. Ист. и Др. Росс." 1880 г., кн. 2). Кроме того, ему принадлежат "Похвальное слово на открытие мощей Новгородского святителя Никиты" (рукоп.) и "Слово на открытие мощей архиепископа Новгородского Ионы" (рукопись, напечатано в исследовании Калугина). Все сочинения написаны им в 1564—1568 гг. Ему же приписываются: "Похвальное слово святому князю Михаилу и боярину Феодору черниговским", "Похвальное слово в честь святых Зосимы и Савватия" и "Шестоднев" (рукопись Моск. Син. Библ.), которые, однако, не принадлежат Зиновию, как доказано это в исследовании Калугина.

Ф. Калугин, "Зиновий, инок Отенский, и его богословско-полемические и церковно-учительные произведения", СПб. 1894 г. — Богослов. Энциклопедия, т. 5. — Филарет, "Обзор духовной литературы". — Евгений, "Словарь писателей духовного чина". — M. Макарий, "История русской церкви", т. VII, стр. 487—524. — "Прав. Собес." 1863— 1864 г.Соловьев, "История России", т. II, стр. 515—519.

К. Здрв.

{Половцов}

Зиновий Отенский

— полемист XVI в., инок Отенского новгородского монастыря, сосланный сюда около 1526 г. из Москвы; известен как автор полемического сочинения: "Истины показание к вопросившим о новом учении" (Казань 1863) и двух похвальных слов в честь новгородских святителей Ионы и Никиты. Ему же приписывается "Послание многословное к вопросившим о известии благочестия на зломудрие Косого и иже с ним" (М., 1880). Во всех своих сочинениях З. является противником нового учения и защищает церковные обряды, особенно почитание икон, крестов, мощей, монашество. Будучи учеником Максима Грека, З., тем не менее, стоит за монастырские имущества, доказывает их законность, даже необходимость. К еретикам он относится сурово, называет их "врагами Христовой веры", "безбожными", "лживыми", рекомендует православным удаляться от них, убивать "яко волков", "яко соблазны камением в воду погружати" и т. д. Вообще, по своим воззрениям, З. ближе подходит к Иосифу Волоцкому, нежели к Максиму Греку. Школа последнего сказалась только во внешней стороне полемических трудов З., который обнаружил в них большую по тому времени начитанность и уменье пользоваться ею. "Истины показание", например, не представляет собой сборника цитат, набранных, без всякой критики, из разных мест, как "Просветитель" Волоцкого. Это сочинение написано по строго обдуманному плану и дает полное опровержение учения еретиков; оно талантливо и живо изложено в форме бесед с клирошанами, обратившимися к Зиновию с мучившим их вопросом: "Како спастися?". В своих сочинениях З. нередко прибегает к отвлеченным и естественнонаучным рассуждениям. Так, троичность лиц, непонятную для еретиков, он объясняет аналогией с душой человека, состоящей из ума, слова и духа (дыхания); бытие Бога доказывается рассмотрением природы (в природе ничто не самобытно, все имеет свое начало, и начало это — Бог), а также тем соображением, что все народы признают существование Бога. Изредка пользуется З. и общими в то время полемическими приемами: учение Косого безнравственно, неистинно, потому что сам Косой — человек безнравственный, "лукавый", "безумный", "предтеча антихриста", и, будучи косым, не может смотреть на вещи прямо, не может, значит, делать прямых, истинных выводов и т. д. Соч. З. написаны несколько своеобразным, но простым, не вычурным языком, кроме слова в честь св. Никиты, богатого риторическими оборотами. Обличая еретиков, З. не щадит и "верных". Так, в слове в честь св. Ионы, он смело выставляет социальные недуги тогдашнего общества, резко обличает "владущих и правителей земских" за их распущенность, эгоизм, непреодолимое корыстолюбие в жертву которому приносятся правда и милость. Все названные сочинения имеют большое значение как источник для истории умственного движения XVI в., выразившегося в ересях Косого, Башкина и др. "Истины показание" и похвальные слова рисуют учение Косого в первой стадии его развития, до бегства Косого в Литву, а "Многословное послание", написанное в ответ на вопросы западно-русских православных, показывает, какую форму приняло учение это в Литве, под влиянием распространенных там протестантских доктрин. Умер З. в 1568 г.

Ср. Макарий, "История церкви" (т. VII); Ф. Калугин, "Гомилетические труды инока З. Отенского" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1893, № 2 и 5).

В. Боцяновский.

{Брокгауз}

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Зиновий Отенский — Полемист XVI в., инок Отенского новгородского монастыря, сосланный сюда около 1526 г. из Москвы; известен как автор полемического сочинения... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. ЗИНОВИЙ ОТЕНСКИЙ — ЗИНОВИЙ ОТЕНСКИЙ (? — ок. 1568) — писатель, монах, ученик Максима Грека. Обличал Феодосия Косого и других еретиков. Большой энциклопедический словарь
  3. Зиновий Отенский — Мних Зиновий (умер около 1568), русский церковный писатель 16 в. Жил в новгородском Отенском монастыре, куда был, видимо, сослан после осуждения его учителя Максима Грека (См. Максим Грек). Большая советская энциклопедия
  4. ЗИНОВИЙ ОТЕНСКИЙ — (мних Зиновий) (ум. в 1568 или 1571/72) — рус. церк. писатель 16 в. Жил в новгородском Отенском мон астыре, куда был, видимо, сослан после осуждения его учителя Максима Грека. Автор соч. "Послание к дьяку Я. Советская историческая энциклопедия