три

(тр’етий) —

количество сынов Ноя (Быт.6:10),

возраст жертв (Быт.15:9),

число месяцев укрывания младенца Моисея (Исх.2:2 ; Деян.7:20 ; Евр.11:23),

количество дней пути (Исх.3:18),

род, до которого Господь наказывает (Исх.20:5 ; Чис.14:18 ; Втор.5:9),

число необходимых вещей для женщины (Исх.21:10 -11),

число главных праздников в году (Исх.23:14 ,17; Исх.34:23 ; Втор.16:16 ; 3Цар.9:25 ; 2Пар.8:13),

число ветвей светильника с одной стороны (Исх.25:32),

число тысяч павших (Исх.32:28),

число завес (Исх.40:3 ,5,8),

число лет собирания урожая (Лев.19:23),

число благословений (Чис.6:24 -26),

число побоев, после которого ослица заговорила (Чис.22:28),

число благословений Валаама (Чис.24:10),

число городов убежищ по каждую сторону Иордана (Втор.4:41 ; Втор.19:2 -3),

год отделения десятин левиту (Втор.14:28),

максимальное число свидетелей (Втор.17:6),

поколение идумеянина и египтянина, которое может войти в общество Господне (Втор.23:8),

число тысяч народа (Нав.7:4 ; Суд.15:11 ; Суд.16:27 ; 1Цар.13:1 ; 1Цар.24:3 ; 1Цар.26:2),

число обращений Господа к отроку Самуилу, которые он не понял (1Цар.3:8),

число людей, козлят и хлебов (1Цар.10:3),

число сыновей Иессея, ушедших на войну (1Цар.17:13),

число поклонов (1Цар.20:41),

число тысяч овец (1Цар.25:2),

число погибших сыновей Саула (1Цар.31:6),

число сыновей Авессалома (2Цар.14:27),

число лет голода (2Цар.21:2),

число самых приближенных воинов Давида (см.) (2Цар.23:8 ,13),

число наказаний (2Цар.24:12 -13),

время жизни Семея в Иерусалиме (3Цар.2:39),

число частей храма: притвор, Святое и Святое-святых (3Цар.6:2 -3,16-17),

число рядов (3Цар.6:36 ; 3Цар.7:3 ,4; Езд.6:4),

число волов на каждой стороне (3Цар.7:25),

время плавания (3Цар.10:22),

число распростертий (3Цар.17:21),

число повторений (3Цар.18:34),

число пятидесятков (4Цар.1:13),

число царей (4Цар.3:10),

число ударов (4Цар.13:18),

время осады (4Цар.17:5 ; 4Цар.18:10),

время кратких царствований (4Цар.23:31 ; 4Цар.24:1 ,8),

числа дочерей (1Пар.25:5 ; Рим.1:2),

число отрядов (Рим.1:17),

число друзей Иова (Рим.2:11),

место Израиля (Ис.19:24),

число лет пророчествования (Ис.20:3),

время воспитания (Дан.1:5),

количество молитв (Дан.6:10 ,13; Дан.10:2 ,3),

время пребывания Ионы в ките (Ион.2:1),

число искушений (тела, ума, духа) (Мат.4:1 -10; 1Иоан.2:16 ; ср. Быт.3:6),

время пребывания Господа «в сердце земли» (Мат.12:40),

количество мер муки (Мат.13:33),

время пребывания народа с Иисусом (Мат.15:32),

день воскресения (Мат.16:21 ; Мат.20:19 ; Мар.8:31 ; Мар.9:31 ; Мар.10:34 ; Лук.9:22 ; Лук.18:33 ; Лук.24:7 ,46; 1Кор.15:4),

число ближайших учеников Христа (Мат.17:1 ; Мат.26:37),

число кущ (Мат.17:4),

число отречений Петра (Мат.26:34 ,75),

число молитв (Мат.26:44),

время созидания храма (Мат.26:61 ; Мат.27:40 ; Мар.14:58 ; Мар.15:29 ; Иоан.2:19),

час распятия Христа (Мар.15:25),

продолжительность тьмы на земле (Мар.15:33),

время поисков Иисуса-отрока (Лук.2:46),

число бесплодных лет (Лук.13:7),

число дней делания дел Христа (Лук.13:32 -33),

число посланных слуг (Лук.20:12),

«путь и истина и жизнь» (Иоан.14:6)

число повторений (Иоан.21:17),

число тысяч присоединившихся (Деян.2:41),

время слепоты Савла (Деян.9:9),

число посланных (Деян.10:7 ,19),

количество повторений видения (Деян.10:16),

время проповеди (Деян.19:8),

время (Деян.20:3 ,31; Деян.28:7),

этаж, с которого упал Евтих (Деян.20:9),

небо восхищения ·ап. Павла (2Кор.12:2),

число молитв (2Кор.12:8),

количество частей (Отк.16:19).

Хотя число «три» иногда в Священном Писании употребляется иносказательно (напр., Прит.30:15 ,18,21,29; Ам.1:3 ,6,9,11,13; Ам.2:1 ,4,6; Ам.4:4 ,7; Зах.11:8 ; Мат.13:33 ; Лук.11:5 , а также, очевидно, и во многих из вышеприведенных мест), количество «три» имеет такое глубокое и таинственное значение, что перед ним человеческое разумение совершенно становится в тупик. Как многое человек может воспринимать только в тройственном исчислении, и самое главное — конечно, Бога! Хотя Бог един, не троичен, о чем в Священном Писании говорится многократно (Мар.12:29 .32; Иоан.17:3 ; Иак.2:19 ; Иуд.1:25 ; Рим.14:26 ; 1Тим.1:17 ; 1Тим.2:5 ; Евр.2:11), тем не менее мы, люди, не способны Его так воспринимать, и поэтому Он нам является как Отец, Сын (Слово) и Дух Святой (1Иоан.5:7 , ·срн. Ис.48:16 ; Мат.3:16 -17; Мат.28:19 ; Иоан.14:16 ; Деян.1:7 -8; 1Пет.1:2 ; 1Кор.6:11 ; 1Кор.12:4 -6; Гал.4:6 ; Еф.1:17 ; Еф.2:18 ; Отк.1:4 -5). Это можно попытаться пояснить на следующем примере (конечно, очень слабом и приблизительном, как всякое подобие). Люди в своем воображении и расчетах вычленили как «солнце» тот относительно плотный огненный шар, который человек может видеть в видимом свете (через очень плотный фильтр), центр которого по расчетам находится на расстоянии 150 ·млн км от земли. Но ведь солнцем является и этот видимый простым глазом кипящий огнем шар, и все его гигантские протуберанцы, и мощные излучения тепла, света и радиоволн во всем их объеме и на любом расстоянии, где бы они не проявлялись. Но мы не способны так абсолютно воспринимать солнце и оно для нас на земле — лишь тепло и свет, которые мы ощущаем, и которые передаются нам соответствующими «полями» от этого диска на небе. Так и Бог (Отец), для нас непостижимый, является нам в Сыне Божием Иисусе Христе (Иоан.1:18), нашем Спасителе и Господе, Который пришел на землю, пострадал за нас, искупил нас и теперь постоянно руководит нами через Духа Своего Святого. Слава Ему! Но в итоге все придет к Единому (1Кор.15:28). Кроме того, Бог не только един, но Он вечен, то есть неизменен (Евр.13:8) и поэтому только для человека есть прошлое, настоящее и будущее (снова три).

Един в конечном счете и сам человек (1Фес.5:23), но как трудно это утверждать для человеческого разума, привыкшего с испокон века членить себя самого на дух, душу и тело (опять три)!

Также и все внутри и вокруг человека. Привыкший для практических целей все измерять в длину, ширину и высоту, человек уже не может воспринимать и само пространство совершенным образом, а называет его трехмерным.

Вычленяя себя и отделяясь от Бога, человеческий ум вводит понятие «мир», через который познает свое взаимоотношение с Богом (будучи неспособным воспринять все совокупно), и таким образом снова получается тройственная модель: Бог — человек — мир (среда).

Вот еще пример троичности единого: истинное Писание (или Слово, или мысль Божия, которая открывалась пророкам) — наша Библия (данный перевод на конкретный язык) — наконец, то понимание, которое дает нам Господь при чтении Библии. И если нами руководит Дух Божий, тогда это понимание совпадает с первым — истинным значением и мы воспринимаем первоначальное Слово Божие целостно, истинно — как откровение, а не как цитату и штамп.

Вся человеческая история распадается на три этапа: сила — закон — благодать. Осознать действие этих этапов совокупно человеческий разум отказывается. Но то же можно полностью приложить и к жизни отдельного человека (накапливание — осознание — отдача). И вновь — все эти этапы фактически совпадают, ибо жизнь едина.

История Церкви состоит из рождения, страданий на земле и соединения со Христом. Это соответствует и истории народа Божия: исход из Египта — пустыня — вход в обетованную землю. Эти же этапы можно различить и в жизни верующего человека: обращение — страдание — соединение со Христом. Хотя человек после обращения еще долго живет, страдая, на земле, верою он уже взят на небо (Еф.2:6) и, таким образом, все эти этапы соединены.

Наш Господь однажды пришел на землю для нашего искупления — Он постоянно приходит за нас пред лицо Отца Своего, ходатайствуя за нас — Он придет в конце веков за нами (Евр.9:26 ,24,28). Бог в Мат.22:32 назван Богом трех патриархов: Авраама, Исаака и Иакова.

Эти примеры можно было бы продолжить.

В Писании кроме того имеется много тройственных повторений в различных повествованиях (напр., см. Чис.6:24 -26; 3Цар.19:17 ; Пс.113:17 -19; Пс.117:2 -4; Прит.21:21 ; Ис.6:3 ; Ис.33:22 ; Иер.7:4 ; Иер.22:29 ; Иез.21:27 ; Мат.23:23 ; Мар.9:43 -48; Лук.17:26 -30; Иоан.14:6 ; Рим.11:36 . 1Кор.12:4 -6; 1Кор.13:1 -3; Фил.2:10 ; Отк.3:5 ,8,12,18; Отк.4:5 ,8; Отк.5:3), которые говорят не об особой поэтической форме повествования, как думают некоторые толкователи, а об особой человеческой способности воспринимать некоторые важные положения.

Источник: Полный и подробный словарь к русской канонической Библии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Три — (Tree) Герберт Бирбом (17.12.1853, Лондон,— 2.7.1917, там же), английский актёр, антрепренёр, режиссёр. На профессиональной сцене с 1876. В 1887—96 возглавлял театр «Хеймаркет», в 1897—1915 — театр «Хэр Маджестис» (позднее — «Хиз Маджестис»). Большая советская энциклопедия
  2. три — трёх, трём, тремя, о трёх, числ. колич. 1. Число 3. Трижды три — девять. Написать цифру три. || Количество 3. Три сестры. В трех шагах. Дом в три этажа. 2. То же, что тройка (во 2 знач.). ◊ - два-три; две-три @ в три ручья{ (плакать, рыдать и т. Малый академический словарь
  3. три — орф. три, трёх, трём, тремя, о трёх Орфографический словарь Лопатина
  4. три — Тр/и. Морфемно-орфографический словарь
  5. три — См. «два». Управление в русском языке
  6. три — Индоевропейское – tre- (количественное числительное), trtrio (порядковое числительное), treio (собирательное числительное). В русском языке числительное существует с XI в. в трех родах: жен. р. – «три»; муж. р. – «трье»; ср. р. – «трьи». Этимологический словарь Семёнова
  7. три — По всем по трём (ударить) (разг. фам.) 1) всех лошадей тройки ударить кнутом. ► И вдруг ямщик по всем по трём: и тройкой тешился детина. Ф. Глинка. 2) перен. без всяких стеснений (что-н. делать). ► Общественного мнения нет, печать безмолвствует — валяй по всем по трем. Салтыков-Щедрин. Фразеологический словарь Волковой
  8. три — ТРИ tri m. Три и три. В сей игре та масть, в которой оставлен один король, почитается преферансами; а сверх того выбирают еще другую масть, называемую Сюрпреферансами. 1779. Г. Комов Карт. игры 2 55. Словарь галлицизмов русского языка
  9. Три — Три см. Число. Библейская энциклопедия Брокгауза
  10. три — В три обхвата, в три шеи, вытолкать в три шеи, два-три, зарыдать в три ручья, наговорить с три короба, согнуть в три погибели Словарь синонимов Абрамова
  11. три — числ., употр. наиб. часто сколько? три, (нет) скольких? трёх, скольким? трём, (вижу) сколько? три, сколькими? тремя, о скольких? о трёх 1. В математике три — это число 3. Три плюс два. | Разделить, умножить на три. | Сорок три. | Считать до трёх. Толковый словарь Дмитриева
  12. три — Общеслав. индоевроп. характера. Родственно др.-инд. trī, лит. trỹs, лат. tres, алб. tre, хеттск. tri, нем. drei, франц. troi и др. Этимологический словарь Шанского
  13. три — ТРИ, трёх, трём, тремя, о трёх, числит. колич. 1. Число, цифра и количество 3. За три дня и за три дня. На три дня и на три дня. 2. нескл. То же, что тройка (во 2 знач.). За сочинение получил т. | порядк. третий, ья, ье (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова
  14. три — ТРИ, трёх, трём, тремя, о трёх, числ. ·колич. Название числа 3; цифра 3. Помножить три на три. Написать на доске три. | Количество 3. Три рубля. Не хватило трех рублей. Не сошлись в трех рублях. По три рубля. • По всем по трем (ударить) (·разг. ·фам. Толковый словарь Ушакова
  15. три — ТРИ трёх, трём, тремя, о трёх; числ. колич. 1. Число 3. Трижды т. — девять. Т., умноженное на десять. Написать цифру т. Автобус номер т. Считаю до трёх, открываю глаза — передо мной подарок. // Количество 3. Т. сестры. Дом в т. этажа. Т. десятка яиц. Толковый словарь Кузнецова
  16. три — Общеславянское слово индоевропейской природы. В латинском находим tres, в греческом – treis, в древнеиндийском – trajas, в немецком – drei, в английском – three. Этимологический словарь Крылова
  17. три — ТРИ, счетное; два (или две) с одним, четыре без одного. Помни три дела; молись, терпи, работай. Сукно от трех рублей, по три. По всем по трем! Задача решается тремя способами. Служили три лета, выслужил три репы — а красной ни одной!... Толковый словарь Даля
  18. ТРИ — ТРИ (Tree) Герберт Бирбом (1853-1917) — английский актер, режиссер. На сцене с 1876. Работал в театре "Хеймаркет" (Лондон). Поставил ок. 20 пьес У. Шекспира. В 1904 основал в Лондоне драматическую школу, преобразованную в Королевскую академию драматического искусства. Большой энциклопедический словарь
  19. три — три I нескл. мн. Оценка успеваемости учащегося по пятибалльной системе, обозначающаяся цифрой "3" и соответствующая оценке "удовлетворительно"; тройка III II числ. 1. Название числа, состоящего из 3 единиц. || Такое количество единиц чего-либо. 2. Название цифры, обозначающей такое число. Толковый словарь Ефремовой
  20. три — Укр. три, др.-русск. трие м., три ж., ср. р., ст.-слав. трие м., три ж., ср. р. τρεῖς (Остром., Супр.), болг. три, сербохорв. три̑, словен. trijȇ м., trȋ ж., ср. р., др.-чеш. třiе м., tři ж., ср. р., чеш. tři, слвц. tri, польск. trzy, в.-луж. třо... Этимологический словарь Макса Фасмера