ересь

’ересь (греч. отделение) (Деян.5:17 ; Деян.15:5 ; Деян.24:5 ,14; 2Пет.2:1 ; Гал.5:20) — ложное учение, которое выдается за истинное. Ересь — не постороннее учение, она всегда внутренний враг. Саддукеи, учение которых в основном совпадало с учением фарисеев, но отличалось только непризнанием воскресения и Ангелов, были для них еретиками (Деян.5:17 ; Деян.23:8), хотя оба учения находились в рамках закона Моисеева. Ап. Павла фарисеи назвали представителем Назорейской ереси (Деян.24:5), так как не признавали Иисуса из Назарета Мессией, боясь подрыва устоев своего собственного учения. Но вот и само учение фарисеев в Деян.15:5 названо ересью (по отношению к христианству), так как некоторые из уверовавших фарисеев стали настаивать на исполнении Моисеева закона также и другими верующими из язычников. Упомянутые в Откровении учения Николаитов, Валаама и Иезавели (Отк.2:6 ,14,15,20), которых придерживались некоторые верующие в Пергамской и Фиатирской церквах, можно, очевидно, также назвать ересями.

В истории церкви известен целый ряд ересей. При этом, в первые века христианства они носили характер искажения истинного учения, а в дальнейшем (при усилении папства и государственности христианства) — протестантский, освободительный характер и, таким образом, являлись «ересью» только для папства.

Гностики (от греч. гносис — знание) (1-3 ·вв.) — последователи учения, по которому мир и материя — зло, и поэтому Бог к ним не может даже и прикоснуться. По этому учению мир был сотворен промежуточными божествами (эманациями), одной из которых и является Христос. Поскольку плоть — зло, ее нужно совершенно игнорировать и подавлять или, наоборот, полностью удовлетворять, не придавая этому никакого значения. Не ясно их учение о спасении, ибо все тексты гностических авторов уничтожены церковными властями и сохранились только цитаты в богословских трудах, по которым можно заключить, что мир по их представлениям постепенно очищаясь может примириться и воссоединиться с божеством. Аналогичные представления живы и в настоящее время, особенно среди высших церковных деятелей, проповедующих всеобщее примирение.

Манихеи (3 ·в.) — последователи Мани (214-277 ·гг.), основой учения которого является непрекращающаяся борьба изначально существующего зла (тьмы) с также изначально существующими добром и истиной (светом). Разумные души пленены злым, но неразумным миром. Христос пришел взять Своих, дав им знание самих себя. Спасаются они через полное отрицание внешнего и осознание своей избранности, своей высшей природы. Во дни своей молодости, до обращения, этим учением был сильно захвачен Августин, хотя видел его многие недостатки. Мани за отказ от собственной религии (зороастризма, в общем-то схожего с его учением) был преследуем, бежал в Индию, затем вернулся в Персию, был схвачен и казнен. Его учение распространилось по всей Римской империи, но вскоре повсеместно стало преследоваться. Последний запрет был провозглашен в Китае в 14 ·в. Послужило толчком к зарождению учений павликиан, катаров, альбигойцев.

Ариане (4 ·в.) — последователи Александрийского священника Ария, который отрицал единосущность Бога Отца и Сына и считал Христа чем-то средним между Богом и человеком. Созванный императором Константином в 325 ·г. Первый вселенский собор в Никее осудил арианство как ересь, но позже Константин поддержал Ария из каких-то политических соображений и оказал ему официальное покровительство. На Втором вселенском соборе в 381 ·г. в Константинополе арианство было снова осуждено.

Донатисты (4 ·в.) — последователи Доната, движение которых возникло в результате отказа местной общиной в Карфагене в 311 ·г. признать вновь назначенного из Рима епископа Цецилиана. Донатисты образовали свою общину, которая призывала верующих к простой жизни, к отказу от сотрудничества с государством и от крещения детей, уже тогда вошедшего в практику. На созванном в 411 ·г. специальном местном соборе в Карфагене учение донатистов было названо ересью, запрещено и его последователи подверглись жестоким гонениям.

Несториане (5 ·в.) — последователи патриарха константинопольского Нестория, организовавшего повсеместные гонения на ариан. В своем учении он отрицал рождение Христа сверхъестественным образом и настаивал, что от Марии (он ее называл Христородицей) родился просто человек, в котором после поселился Дух Святой и обитал в нем как в храме. На Третьем вселенском соборе в Ефесе в 431 ·г. учение это было осуждено, а Несторий сослан. Его сторонники бежали в Иран, Среднюю Азию, Китай. В 499 ·г. им удалось собрать свой собор в Селевкии и организовать свою церковь со своей иерархией.

Монофизиты (5 ·в.) — последователи архимандрита Евтихия, который учил (как реакция на несторианство), что во Христе преобладает одна сущность — Божественная, а человеческая ею полностью поглощена. Учение это получило широкое распространение и епископы таких городов, как Александрия, Антиохия и Иерусалим стали его приверженцами. На соборе в Ефесе в 449 ·г. (на который однако не было приглашено большинство епископов) монофизиты провозгласили свое учение «официальным». Четвертый вселенский собор в Халкидоне в 451 ·г. назвал этот собор «разбойничьим» и отменил все его решения. Однако, на следующем — Пятом вселенском соборе в Константинополе в 553 ·г. были сделаны уступки монофизитам в некоторых вопросах. В 6 и 7 веках они явились причиной многих смут.

Монофелиты (6-7 ·вв.) — последователи очередного учения, возникшего как реакция на предыдущее. Монофелиты утверждали, что хотя Христос и обладал двумя сущностями — Божественной и Человеческой, Он обладал лишь одной волей — Божественной, которая полностью поглотила человеческую. Это учение поддерживал Сергий — патриарх константинопольский (610-38 ·гг.) и император Ираклий, который в 638 ·г. его официально одобрил. Максим Исповедник очень резко отвергал это учение, говоря, что человеческая воля сохраняет во Христе свою самостоятельность, но свободно подчинена Божественной. На Шестом вселенском соборе в Константинополе (680-81 ·гг.) монофелитство было осуждено. В это время в Азии уже бушевал ислам.

Павликиане (7 ·в.) — ·возм., первые предшественники протестантов. Происхождение названия не известно. Некоторые полагают, что оно происходит от имени ·ап. Павла. Учение павликиан распространилось в западной Армении, Константинополе, Малой Азии. Они отвергали крещение детей, католическую иерархию, монашество, иконы, поклонение богородице и святым, деление на клир и мирян. В середине 9 ·в. павликиане отделились от Византии и организовали собственное государство со столицей в Тефрике. Но уже в 872 ·г. они потерпели поражение, а в 878 ·г. потеряли свою столицу. Императрица Теодора уничтожила до 100 ·тыс. павликиан как еретиков и многих переселила на Балканы, где они способствовали возникновению богомильства.

Иконоборцы (8 ·в.) — представители следующей волны борьбы с официальной религией. В 730 ·г. император Лев III запретил поклонение иконам. Собор в Иерии (близ Константинополя) в 754 ·г. объявил иконопочитание ересью, но вскоре оно было восстановлено. На Седьмом вселенском соборе в Никее в 787 ·г. иконоборчество было объявлено ересью.

Богомилы (10 ·в.) — последователи павликиан на Балканах (в Македонии, Боснии, Сербии, Болгарии). Осуждали богатство, поклонение кресту, мощам, святым. Особенно жестоко обращал их в православную веру византийский император Алексий 1. Он сжег вождя богомилов Василия.

Катары (от слова чистый) (11-13 ·вв.) — последователи богомилов в Италии, Фландрии, на юге Франции. Проповедовали аскетизм, отвергали католическую церковь со всеми ее установлениями и считали папу наместником сатаны. Подвергались страшным преследованиям.

Вальденсы (12 ·в.) — последователи лионского купца Вальдо, который раздал свое богатство и проповедовал бедность и аскетизм, жизнь без собственности и семьи (апостольскую жизнь). Его последователи появились в Испании, Италии, Германии, Чехии, Швейцарии. Из всех установлений католической церкви они признавали только крещение и причащение. Отрицали иконы и монополию священников на проповедь, считая, что всякий способный может проповедовать. Подвергались преследованиям и сжиганию, которое все чаще стало практиковаться по отношению к еретикам.

Альбигойцы (12-13 ·вв.) — последователи катаров и вальденсов в южной Франции. Считали земной мир и католическую церковь творением сатаны. Против них были организованы крестовые походы (Альбигойские войны) и направлена официально созданная в это время (1215 ·г.) инквизиция с ее пытками и кострами.

Начиная с 13 ·в. ересей больше «не было», так как за всяким инакомыслием теперь зорко следила инквизиция. Еще в 1184 ·г. при папе Луции III и императоре Фридрихе I Барбароссе был организован епископский суд, который разыскивал еретиков, осуждал их и передавал гражданской власти для приведения приговора в исполнение. В 1215 ·г. была санкционирована инквизиция (на четвертом Латернском соборе) и осуществление ее было поручено членам доминиканского и францисканского орденов (позже — иезуитам).

Упразднена инквизиция была в большинстве стран Европы в 18 ·в., в Португалии — в 1820 ·г., в Испании — в 1834 ·г. и в папской области — в 1859 ·г.

В России христианство было введено в 10 ·в. и долгое время не было отмечено никаких ересей. В 14 ·в. возникло движение «стригольников» (значение термина не известно), распространившееся в Пскове, Новгороде и позже проникшее даже в Москву. Его сторонники как позже и «нестяжатели», протестовали против чрезмерных поборов при всяких обрядах, отвергали исключительное право священников на проповедь, призывали к аскетической жизни. Но в 15 ·в. это движение постепенно исчезло. В 16 ·в. Феодосий Косой «воздвиг новое учение», в котором призывал к спасению через добрые дела, но вынужден был бежать в Польшу.

В 17 ·в. в связи с реформами патриарха Никона произошел «раскол» и старообрядцев стали жестоко гнать. Многих из них сожгли в деревянных срубах, многие сжигали себя сами.

Лютеровская Реформация достигла России только в конце 19 ·в.. (см. Церковь)

Источник: Полный и подробный словарь к русской канонической Библии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ересь — -и, ж. 1. Религиозное течение, противоречащее церковным догматам господствующей религии, отступающее от нее. Впасть в ересь. □ — Может, слыхали, есть такие раскольники, называемые бегуны! По следствию-то вышло, что и этот старикашка тоже бегунской ереси. Малый академический словарь
  2. ЕРЕСЬ — ЕРЕСЬ (от греч. hairesis — выбор) — англ. heresy; нем. Ketzerei. 1. Религиозное учение, отклоняющееся от официальной доктрины церкви в области догматики, культа, организации. Социологический словарь
  3. ересь — Е́ресь/. Морфемно-орфографический словарь
  4. ересь — орф. ересь, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. ересь — Старославянское – ересь. Греческое – airesis (выбор, секта). Приблизительное время появления в древнерусском языке – конец XII в. Слово «ересь», как и многие другие слова религиозной лексики, заимствовано из греческого языка, поскольку именно Греция... Этимологический словарь Семёнова
  6. Ересь — Учение первых христиан иудеи называли «Назорейской ересью» (Деян 24:5). Слово «Е.» греч. хайресис; Деян 24:14; 28:2 — в Синод. пер. — «учение») не имело негативного оттенка, оно означало религ. партию, школу или группу (ср. Библейская энциклопедия Брокгауза
  7. ересь — ЕРЕСЬ и, ж. l'hérésie, нем. Häresie <�гр. hairesis секта. 1. Вероучение, отклоняющееся от догматов господствующей религии. 2. перен. Отступление от общепринятых правил, взглядов. Крысин 1998.. 3. перен., разг. Нечто ложное, вздор, чепуха. Крысин 1998. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Ересь — (от греч. отделение, разделение, секта; Деян 5:17, 2 Пет 2:1, Тит 3:10) — по учению Православной церкви состоит в том, когда люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине: таково например, было ложное учение Ария... Библейская энциклопедия архим. Никифора
  9. ересь — см. >> вера, заблуждение Словарь синонимов Абрамова
  10. ересь — Заимств. из ст.-сл. яз., где ересь < греч. hairesis «секта» < «выбор» (т. е. альтернатива), суф. производного от haireō «избираю». Ересь буквально — «выбранное как истинное» (из какого-л. учения), которое не соответствует принятым в последнем догмам. Значение «чепуха, неправда» — позднее. Этимологический словарь Шанского
  11. ересь — ЕРЕСЬ -и; ж. [греч. hairesis — особое вероучение] 1. Отклонение от догматов господствующей религии; вероучение, основанное на подобных отклонениях. Проповедовать е. Впасть в е. 2. Разг. Толковый словарь Кузнецова
  12. ересь — ЕРЕСЬ ж. вообще, различие в мнениях веры; раскол или отщепенство, отступничество. У нас называют староверством, последованье во всем православным догматам, при употреблении старописных икон, старопечатных книг и старинных напевов (это же единоверие... Толковый словарь Даля
  13. ересь — ЕРЕСЬ, и, ж. 1. В христианстве: вероучение, отклонившееся от господствующих религиозных догматов. Впасть в е. 2. перен. Нечто противоречащее общепринятому мнению, пониманию. 3. Нечто ложное, вздор, чепуха (разг.). Что за е.! | прил. еретический, ая, ое (к 1 и 2 знач.). Еретические речи. Толковый словарь Ожегова
  14. ересь — Ереси, мн. ереси, ересей, ж. [греч. hairesis]. 1. Религиозное учение, противоречащее церковным догматам (церк.). Впасть в ересь. 2. перен. Отступление от общепринятых взглядов или правил, заблуждение (ирон.). Большой словарь иностранных слов
  15. ересь — ’ЕРЕСЬ, ереси, мн. ереси, ересей, ·жен. (·греч. hairesis). 1. Религиозное учение, противоречащее церковным догматам (церк.). Впасть в ересь. 2. перен. Отступление от общепринятых взглядов или правил, заблуждение (ирон.). Толковый словарь Ушакова
  16. ересь — ересь I ж. Вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм господствующей — официальной — религии. II ж. Отступление от господствующих или общепринятых взглядов, норм, правил. III ж. разг. Вздор, чепуха, нелепость. Толковый словарь Ефремовой
  17. Ересь — (греч. — отбор, школа, учение) — религиозные направления, отступающие от официальной церковной доктрины и вызывающие осуждение, отлучение и репрессии со стороны церкви. Чаще всего ересь является формой политического протеста под религиозной оболоч Краткий религиозный словарь
  18. ересь — I е́ресь I. ж. "религиозное лжеучение, ложь", народн. е́ресть, др.-русск., ст.-слав. ѥресь αἵρεσις (Супр. и др.). Из греч. αἵρεσις собств. "выбор"; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 60 и сл. II е́ресь II. м. "вспыльчивый, сварливый человек", народн. также е́ресть. Этимологический словарь Макса Фасмера