Юбилей

(протяжный, трубный звук; Лев 25:10-13, Чис 36:4) — у евреев каждый пятидесятый год. Как каждый седьмой год назывался субботним, так после семи субботних следующий пятидесятый год назывался юбилеем. Повеление Господа о юбилее было следующее: «Насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет. И освяти пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; да будет это у вас юбилей: и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь, в свое племя. Пятидесятый год да будет у вас юбилей; не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее. Ибо это юбилей; священным он да будет для вас; с поля ешьте произведения ее» (Лев 25:8-12). С большою подробностью далее изложены особенности субботнего и юбилейного года и требования от народа предъявляемые законом, которые заключаются в следующем: 1) не возделывать полей и право на самородные плоды распространить на всех без всяких ограничений, как сказано выше (Лев ст. 11-12); 2) прощать долги единоплеменным и отпускать единоплеменных рабов на свободу (Вт 15:2); 3) возвращать наследственные земли и имения прежним их владельцам с некоторым вознаграждением лицу, пользовавшемуся ими пред началом юбилея и с соблюдением некоторых условий (ст. 30-34). Как в субботний год так и в юбилей предписывалось всенародно читать Закон Божий. Субботний год начинался праздником Кущей, юбилей — празднованием дня очищения и трубным звуком, от которого и получил свое название. Причины учреждения юбилея в основании своем были весьма мудрые, а именно: 1) Хозяйственные. Земля возделываемая нуждается в покое, без чего она истощалась бы и могла отказывать человеку в дарах своих. В субботний год на один год, а в юбилейный на два года прекращалось земледелие. Во все это время земля покоилась и возвращала истощенные свои силы и делалась способною к обильнейшему плодородию в следующие годы. «Если скажете, говорит бытописатель, что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших? Я (Господь) пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года. И будете сеять в восьмой год, но есть будете произведения старые до девятого года; доколе не поспеют произведения его, будете есть старое». 2) Гражданские. Прощение долгов и возвращение должникам их имущества по возможности уравнивало права и состояние граждан. Право собственности и личной свободы всегда и у всех народов считалось священным правом. Но по разным обстоятельствам, иногда не предвиденным, случается, что человек вынужден бывает продать или заложить свое имущество и даже самому отказаться от свободы и быть рабом, или удалиться из отечества. «Нищие всегда будут среди земли» (Вт 15:11). У евреев с наступлением субботнего года и юбилея, возвращались человеку права его, его личная свобода, его имущество и он снова становился лицом самостоятельным, свободным гражданином отечества, и государство снова имело в нем своего члена, способного исполнять свои обязанности и нести гражданские повинности. «Берегись, говорится во Второзаконии, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: приближается седьмой год, год прощения; и чтоб, от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему. Помни, что и ты был рабом в земле египетской, и избавил тебя Господь, Бог твой, потому Я сегодня и заповедую тебе сие» (15:9-15). 3) Нравственные. Постановления года субботнего и юбилея относительно бедных и должников время от времени возбуждали, питали и поддерживали чувство истинной любви, уважения и благожелания к ближнему. С другой стороны, эти постановления поддерживали и возбуждали в бедных успокоение в Боге и Его провидении. «Дай ему (и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно) и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое. ибо за то благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих и во всем что будет делаться твоими руками. Когда же будешь отпускать его (раба) от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками; но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего; дай ему чем благословил тебя Господь, Бог твой» (Вт 15:10-13). Наконец, 4) Таинственные. Постановления юбилейные сохраняли всегда в виду племя обетования до рождения Мессии, напоминали покой земли во время невинности человека, взывали всех к успокоению в Боге и Его провидении и прообразовали лето Господне приятное и возвращение небесного наследия. Из Священного Писания известен один лишь случай по поводу постановления о юбилее. По смерти Израильтянина Салпаада не осталось наследников мужского пола. Пять дочерей незамужних просили Моисея утвердить за ними удел отца их. Просьба их была уважена. Но за тем, возник вопрос: когда владелицы отцовского удела выйдут замуж в другое колено и с собою внесут свое наследство, то чрез это сократится удел колена отца их? «И даже когда будет у сынов Израилевых юбилей, тогда удел их прибавится к уделу того колена, в котором они будут (женами), и от удела колена отцов наших отнимется удел их». В предупреждение сего и было такое постановление: наследницы удела после отца могут быть женами тех, кто понравится глазам их, только должны быть женами в племени колена отцов своих и удел их не переходил бы в другое племя, а оставался в племени отца их. Вследствие чего дочери Салпаада все пять вышли в замужество за сыновей дядей своих (Чис 36:11).

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Юбилей — [позднелат. jubilaeus, от др.-евр. йобель — юбилейный год (каждые 50 лет)], торжественно отмечаемая годовщина знаменательного события, жизни или деятельности какого-либо лица, существования учреждения, предприятия, организации и т. д.; празднество по этому поводу. Большая советская энциклопедия
  2. юбилей — -я, м. Годовщина какого-л. события или жизни, деятельности какого-л. лица, существования учреждения, города (обычно исчисляемая десятилетиями, столетиями и т. п.). Отмечать юбилей. Праздновать юбилей. Малый академический словарь
  3. юбилей — орф. юбилей, -я Орфографический словарь Лопатина
  4. юбилей — Юбиле́й/. Морфемно-орфографический словарь
  5. юбилей — Французское – jubile (пятидесятилетний юбилей). Немецкое – Jubilaum (юбилей). Латинское – jubilaeus (юбилейный год). В русском языке слово «юбилей» появилось в начале XIX в. и имело значение «торжество, которое иудеи совершали через каждые 50 лет». Этимологический словарь Семёнова
  6. Юбилей — Или Юбилейный год (Йовэл) "И отсчитай себе семь седмин, семь раз по семи лет, и выйдет у тебя сорок девять лет. Тогда протруби в рог в седьмой месяц, в десятый день месяца, в Йом Кипур* трубите в шофар* по всей земле вашей. Энциклопедия иудаизма
  7. юбилей — ЮБИЛЕЙ я, м. jubilé, нем. Jubiläum, пол. jubileusz <�лат. iubileum. Мне говорили о вас, и добрые финны немножко спекулируют на вашу протекцию, к чему здешний юбилей представит удобный случай. 19. 6. 1840. Грот — Плетнев Переп. 1 6. — Лекс. Уш. 1940: юбилей. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Юбилей — Юбилей. В «Московском вестнике» 1830 года (№ 21—24) в отделе «Критика» напечатано «Письмо к редактору ”Московского вестника“ [Евдокима Лущенко. — Л. А. Историко-этимологический словарь
  9. юбилей — см. >> годовщина Словарь синонимов Абрамова
  10. юбилей — Юбил’ей (Лев.25:10 ,11,13,28,30,31,33,40,50,52,54; Лев.27:17 ,18,21,23,24; Чис.36:4) — каждый пятидесятый год, следующий за седьмым субботним годом. Библейский словарь Вихлянцева
  11. юбилей — Празднество по поводу протекшего числа лет существования чего-либо Юбиляр. Юбилейный год Ср. Юбилей, господа, есть торжество, имеющее значение коммеморативное... "В воспоминание" творимое, — пояснил Воссияющий. Салтыков. Сборник. Сон в летнюю ночь. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  12. юбилей — ЮБИЛЕЙ -я; м. [от лат. jubilaeus (annus) — юбилейный (год)] Годовщина чьей-л. жизни, деятельности, существования кого-, чего-л. (обычно о круглой дате). Отмечать ю. Праздновать ю. В 2003 году трёхсотлетний ю. Петербурга. Толковый словарь Кузнецова
  13. ЮБИЛЕЙ — ЮБИЛЕЙ (позднелат. jubilaeus annus — юбилейный год, от др.-евр.) — годовщина жизни, деятельности какого-либо лица, учреждения, годовщина какого-либо события; празднование такой годовщины. Большой энциклопедический словарь
  14. юбилей — Юбилея, м. [древнеевр. yobel]. Празднование годовщины (выражающейся в круглых и крупных цифрах) деятельности какого-н. лица или учреждения. || Торжественное заседание, банкет и т. п., посвященные такому празднованию. Большой словарь иностранных слов
  15. юбилей — юбиле́й род. п. -е́я, начиная с Петра I; см. Смирнов 351. Через нем. Jubiläum – то же из лат. iubilaeum, первонач. iubilaeus annus, которое восходит к др.-еврейск. jôbêl "бараний рог"; см. Литтман 29; Клюге-Гётце 269; Вальде – Гофм. I, 719 и сл. Этимологический словарь Макса Фасмера
  16. юбилей — юбилей м. 1. Годовщина какого-либо знаменательного события, жизни или деятельности какого-либо лица (обычно исчисляемая в круглых и крупных числах). 2. Празднество, торжество по такому поводу. Толковый словарь Ефремовой
  17. юбилей — ЮБИЛ’ЕЙ, юбилея, ·муж. (от ·др.-евр. yobel). Празднование годовщины (выражающейся в круглых и крупных цифрах) деятельности какого-нибудь лица или учреждения. 25-летний юбилей ученого. 185-летний юбилей Московского университета (в 1939 ·г. ). Толковый словарь Ушакова
  18. юбилей — ЮБИЛЕЙ м. лат. торжество, празднество, по поводу протекшего пятидесятилетия, столетия, тысячелетия, юбилейное торжество. Юбилей пятидесятилетия службы, докторства. Юбилей тысячелетия Руси. Толковый словарь Даля
  19. юбилей — ЮБИЛЕЙ, я, м. 1. Годовщина чьейн. жизни, деятельности, существования кого-чего-н. (обычно о круглой дате). Двухсотлетний ю. университета. 2. Празднование по этому случаю. Приглашён на ю. | прил. юбилейный, ая, ое. Юбилейная медаль. Юбилейное издание. Юбилейные речи (произносимые в честь юбиляра). Толковый словарь Ожегова