Херувим

Слово херувим встречается в первый раз в кн. Бытия в следующих словах: «И поставил (Бог) на востоке сада Едемского херувима» с пламенным мечом по изгнании Адама и Евы из Рая, «чтобы охранять путь к древу жизни» (3:24). Затем говорится о херувимах при устроении Скинии во времена пророка Моисея (Исх 25:18-22) и при создании храма Соломонова (3 Цар 6:27, 8:6-7, 2 Пар 3:10-13). Изображение их в образе человеческом, но с крыльями, и поставление этих изображений во Святом Святых над Ковчегом Завета и очистилищем, с преклоненными к нему лицами, дает нам видеть, что они, как высшие духовные существа, удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его, благоговейно служат Ему, всегда готовы исполнить волю Его, проникая в тайны нашего спасения (Исх 25:18-22, 1 Пет 1:12). В Псалмах Давида (17:11, 79:2), у Ис 37:15 и у других свящ. писателей (1 Цар 4:4, 2 Цар 6:2, 22:11, 4 Цар 19:15, 1 Пар 13:6-8) Господь представляется восседящим на херувимах, чем дается также видеть их особенную близость к Богу. Пророки Моисей и Иезекииль и еванг. Иоанн говорят о них как о действительных существах, и они поставляются вместе с ангелами и в числе ангелов (Пс 103:3-4, 17:11, От 4:6-9, 5:11). Херувимы составляют особенный высший чин в небесной иерархии, отличный от ангелов (От 5:11-14, 7:11). Они представляются самыми приближенными к Богу умными силами, одаренными от Бога особенными совершенствами и имеющими свое особенное служение. Херувим охраняет таинственное древо жизни в саду Едемском. Херувимы осеняют Ковчег Завета и чистилище, приникая в тайны спасения (Евр 9:5). Херувимы окружают престол Вседержителя и Агнца на небесах, и неумолчно день и ночь прославляют бесконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией (От 4:6-8, Иез 28:14). В небесной иерархии Дионисия Ареопагита они поставляются подле серафимов в первом лике, занимая, таким образом, второе место в ряду девяти чинов ангельских.

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Херувим — (греч. cherubím, от древнеевр.) в иудейской и христианской мифологиях одна из высших категорий ангелов (См. Ангелы). Большая советская энциклопедия
  2. херувим — -а, м. 1. В христианской религии — ангел высшего чина. Он входит, смотрит — перед ним Посланник рая, херувим. Лермонтов, Демон. 2. разг. устар. О красивом человеке. — Ты посмотри на меня, какая я… Ну, под стать ли я такому херувиму! Салтыков-Щедрин, Мелочи жизни. [греч. χερουβείμ из др.-евр.] Малый академический словарь
  3. херувим — орф. херувим, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. херувим — Херуви́м/. Морфемно-орфографический словарь
  5. херувим — см. >> ангел см. также -> вербный херувим Словарь синонимов Абрамова
  6. херувим — Херув’им (мн. от ·евр. «керуб», точное значение не известно) — обозначение и изображение духовной силы, символизирующей постоянное служение и пребывание в присутствии Божием. Херувим был поставлен у входа в рай (на пути к дереву жизни) (Быт. Библейский словарь Вихлянцева
  7. херувим — Заимств. из ст.-сл. яз., где херовимъ < греч. cheroubim, передающего др.-евр. kerūbim «херувимы», мн. ч. от kerūb «херувим». Этимологический словарь Шанского
  8. Херувим — Разновидность так называемых сил небесных, изображаемая в виде детской головки с крыльями по бокам. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  9. херувим — • Светлый (Льдов). • Чистый (Лермонтов, Розенгейм). Словарь литературных эпитетов
  10. херувим — ХЕРУВИМ, а, м. В христианстве: ангел, относящийся к одному из высших ангельских ликов2. Как х. кто-н. (красив, прекрасен; устар.). | прил. херувимский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  11. херувим — ХЕРУВ’ИМ, херувима, ·муж. (с ·др.-евр. мн. ka-rubim). В религиозной мифологии — ангел высшего чина (церк.). Перед ним посланник рая — херувим. Лермонтов,. | Изображение, куколка с крылышками, употр. как украшение или игрушка. Толковый словарь Ушакова
  12. херувим — ХЕРУВИМ -а; м. 1. В иудаистской и христианской мифологии: одна из высших (вторая после серафимов) категорий ангелов в небесной иерархии (изображается шестикрылым существом с глазами по всему телу). * Посланник рая — херувим. (Лермонтов). 2. Разг. Толковый словарь Кузнецова
  13. херувим — Это название ангельского чина было заимствовано старославянским языком из греческого, где cheroubim восходит к древнееврейскому kerubim. Этимологический словарь Крылова
  14. херувим — ХЕРУВИМ, высший ангельский чин, принимаемый нашею церковью. херувимчик, ласка, ласкательный привет ребенку, ангельчик. Херувимовы крылья. Херувимская или — песнь, церковная, начинается словами: Иже херувимы. Толковый словарь Даля
  15. херувим — Херувима, м. [др.-евр.]. В религиозной мифологии – ангел высшего чина (церк.). Большой словарь иностранных слов
  16. херувим — херувим I м. Одна из высших (вторая после серафимов) ступеней в небесной иерархии ангелов (в христианской и иудейской мифологии). II м. Красивый ребёнок. Толковый словарь Ефремовой
  17. херувим — херуви́м др.-русск. херувимъ, ст.-слав. херовимъ χερουβίμ (Супр.). Из греч. χερουβίμ от др.-еврейск. kerūbīm (мн.) от kerūb "херувим"; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 219; Гуте, Bibelwb. 106 и сл.; Литтман 28; Бауэр, Wb. 1459. Этимологический словарь Макса Фасмера