Халев

(горячий, храбрый) — имя следующих лиц: Чис 13:6 — был сын Иеффониин из колена Иудина. Когда Израильтяне на пути из Египта в землю Ханаанскую пришли в пустыню Фаран, Моисей получил повеление от Бога послать 12 человек, по одному из каждого колена в качестве соглядатаев, обозреть Обетованную землю и удостовериться в положении и плодородии ее и доставить ему сведения об этом. Халев и Иисус Навин находились в числе 12-ти соглядатаев. После 40 дневного пути и по обозрении Ханаанской земли они возвратились к Израильтянам, взявши с собою, как им то было велено, несколько наиболее выдающихся произведений почвы, служивших живым доказательством ее плодородия, именно: принесли с собою «виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв» (Чис 13:24). Все соглядатаи единогласно дали показание, что страна, которую они обозревали, чрезвычайно плодородна; но десять из них утверждали, что жители в оной многочисленны и исполинского роста. Последнее известие привело в ужас стан Израильский: «поднялся вопль и плакал народ во всю ту ночь с ропотом на Моисея и Аарона», — говорит свящ. историк (Чис 14:1). Халев видел потрясающее действие этого известия на народ, и предложил ему немедленно двинуться и овладеть страною, вполне уповая на то, что Господь Бог верен исполнить Свое обещание, как бы ни были многочисленны и страшны враги Израиля. Десять соглядатаев продолжали упорно распространять в народе свои рассказы о силе соседей, и вот народ, поддавшись чувству панического страха, мгновенно забыл все чудеса, явленные над ним от Господа, и говорил: «Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» (Чис 14:3), — для чего нужно было ему удалить Моисея и Аарона от управления и избрать старейшину. В этом критическом положении Халев и Иисус Навин сокрушались о безрассудстве и ослеплении сынов Израилевых, уверяли, что земля Ханаанская необыкновенно хороша, и плодородна и красива, и что если они последуют указаниям Божиим и безбоязненно выступят вперед против жителей Ханаана, то легко одолеют их и вполне овладеют страною. Несмотря на сие сыны Израилевы так сильно возбуждены были речами 10-ти соглядатаев, что вознамерились было побить камнями Иисуса Навина и Халева. Возмутительный образ действий Израильтян прогневал Господа, и Он произнес над ними грозный суд, — «всякий Израильтянин, имевший более чем 20 лет от роду, за исключением Халева и Иисуса Навина, умрет в пустыне прежде чем войдет в Обетованную землю». Затем они получили повеление от Господа снова возвратиться к Чермному морю. Суд Божий не замедлил открыться над возмутителями народа: они тотчас же были поражены смертью. Евреи же хотя и сознались в своем грехе против Бога, несмотря, однако, на запрещение Моисея и вопреки воле Божией, вставши рано по утру, пошли на вершину горы с упорным намерением самим силою пробиться в обещанную им землю. Тогда Хананеи, жившие на горе той, отразили их и прогнали от своих пределов, так что евреи должны были возвратиться в свой стан (Чис 14:29-34). Сорок пять лет после того, когда Обетованная земля была уже вполне завоевана и была разделена между коленами Израилевыми, Халев, уже восьмидесятипятилетний старец, обратился к Иисусу Навину с требованием себе удела, напоминая ему обетование Божие, и просил себе в качестве удела в Обетованной земле Кириаф-Арбу, в которой жили сыны Енаковы, в больших укрепленных городах; «может быть, — прибавил к своей просьбе Халев, — Господь будет со мною, и я изгоню их, как говорил Господь» (Нав 14:6-12). И действительно, он взял и покорил Кириаф-Арбу, и затем пошел с Израильтянами на Кириаф-Сефир, другую крепость, названную впоследствии Девиром. Здесь он предложил выдать дочь свою, Ахсу, замуж за того, кто возьмет эту крепость. Его племянник, Гофониил, вызвался исполнить эту задачу, и по взятии крепости получил обещанную награду (Чис 13:14, 1 Цар 30:14). О кончине Халева ничего неизвестно. О личности Халева сам Господь свидетельствовал в кратких, но выразительных словах в кн. Числ: «Раба Моего Халева, — говорит о нем Господь, — за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее» (14:24). Это был поистине муж энергичный, верующий и решительный, храбрый между робкими, уверенный среди маловерных. Рука его никогда не ослабевала в неизменном уповании на помощь Божию, и его сердце постоянно было преисполнено надеждою на благость, всемогущество и праведность Иеговы. Из потомства его свящ. историки поставляют на вид дочь его, Ахсу (Нав 15:16, Суд 1:12), правнука его, художника Веселиила (1 Пар 2:20, Исх 31:2), и не менее известного, жившего в царствование Давида, потомка его — богача Навала (1 Цар 25:3). 1 Пар 2:18-19 — Халев, сын Есрома, сын Фареса, сын Иуды, сын патриарха Иакова, имевший двух или трех жен, двух наложниц и многочисленное потомство. 1 Цар 30:16 — под именем Халева в означенной цитате разумеется земля, в области Иуды, принадлежавшая Халеву близ Хеврона.

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Халев — Халев (евр. Калев, «кусающийся», «защищающийся» или «собака»): 1) израильтянин из колена Иуды, сын Есрома, брат Иерахмеила (1Пар 2:18-20,42-50). От Ефрафы, на к-рой Х. женился после смерти своей первой жены Азувы, у него остался сын Хур (в Синод. пер. Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. Халев — Х’алев (горячий, или по И.Флавию — собака) — а) (Чис.13:7 ,31; Чис.14:6 ,24,30,38; Чис.26:65 ; Чис.32:12 ; Чис.34:19 ; Втор.1:36 ; Нав.14:6 ,13,14; Нав.15:13 ,14,16-18; Нав.21:12 ; Суд.1:12 -15,20; Суд.3:9 ; 1Цар.25:3 ; 1Пар.4:15 ; 1Пар. Библейский словарь Вихлянцева
  3. Халев — (евр.) — сын Иефонниин, из рода Есрома, колена Иудина. X. был в числе 12 соглядатаев земли Обетованной и вместе с Иисусом Навином успокаивал народ в возможности завладеть этой землей при помощи Божией (Числ. XIII, 31; XIV, 6 — 9). Χ. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона