Тир

(скала) — название древнего, знаменитого Финикийского города, на который многократно указывается в Свящ. Писании и у классических авторов (Нав 19:29). По свидетельству И. Флавия, основан за 240 лет до храма Соломонова. При разделении Обетованной земли Тир находился на границе колена Асирова, но им владели его первоначальные жители, и он долгое время управлялся своими собственными царями. Имена некоторых из них указаны в Свящ. Писании (2 Цар 5:11, 3 Цар 5:1). В царствование Давида и Соломона, между Тирянами и евреями существовал особенно дружеский союз, и, несомненно, он много благоприятствовал торговым сношениям евреев, так как Тиряне издавна уже славились своею морскою торговлею. Роскошь, нечестие и идолопоклонство Тирян неоднократно с особою силою обличались пророками, предсказывавшими за это конечную гибель Тира (Ис 23:1, Иер 25:22, Амос 1:9-10, Иез 26:2 и др.). Некоторые из этих Библейских предсказаний, и преимущественно находящихся в кн. пр. Иезекииля, отличаются особенною своею силою, ясностью и полнотою. В них указывается на могущество Тира, на его разнообразную и громадную торговлю, его богатства, роскошь, и др. Тир не был так древен как Сидон, но он стал выше его. Он состоял из двух отдельных частей: одна из них находилась на скале или небольшом острове, вблизи от берега, а другая на материке; но которая из них древнее — вопрос спорный. Часть Тира находившегося на материке называлась Пале-Тир, или старый Тир, она простиралась вдоль берега на 7 англ. миль, а островной Тир имел 22 стадии в окружности; впрочем, по мнению большинства толкователей, часть Тира находившаяся на материке древнее первой. О ней упоминает уже Иисус Навин, как об укрепленном городе (19:29). При городе находились две гавани, одна на северной части, называвшаяся Сидонскою, а другая на южном — египетская. Громадный канал, проведенный через весь, город, соединял между собою обе эти гавани. О Тире неоднократно упоминается в Библии в царствование Давида и Соломона, как на это указано уже выше, Хирам, царь Тирский, вступил в союз с Давидом и Соломоном и доставлял им кедровые деревья, плотников и каменщиков для построения храма и дворца в иудейской столице. С помощью Хирама Соломон завел флот на конце Эланитского залива Чермного моря, неподалеку от Елафа, в Идумейском городе Ециен-Гавере, и вместе с Тирскими мореходцами евреи отправлялись в Офир, вывозя оттуда множество золота, серебра, драгоценных камней слоновой кости и пр. Через несколько времени по смерти Соломона, дочь Тирского царя Ефваала, Иезавель, была выдана замуж за Израильского царя Ахава. О торговых сношениях Тирян с Израильтянами ясно пишет пр. Иезекииль (гл. 27). Но вместе с возвышением Тирян, с увеличением их богатства и славы, возрастали и умножались их пороки и беззакония. В своей надменности и безмерной гордости Тир говорил в сердце своем: «я бог, и восседаю на седалище божием в сердце морей» (Иез 28:2). Одни только имена Иезавели и ее дочери Гофолии, Тирянок по происхождению, уже достаточно свидетельствуют о том жалком состоянии, в каком находилась нравственность Тирян при царях Израильских. Вообще же о глубоком нравственном упадке Тира пр. Иезекииль пишет следующее: — «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; ты был помазанным херувимом; ты был совершен в путях твоих. Но от обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей, ты осквернил святилища твои… За то вот Я на тебя, Тир, — говорит Господь, — подниму на тебя многие народы, и разобьют стены Тира, и разрушат башни его; и вымету из него прах его, и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря и будет он на расхищение народам» (Иез 26:1-5-14, 27:26-36, 28:6-19, Ис гл. 3). Все это в свое время исполнилось. Когда Тир расселил многие колонии в разных местах и основал Карфаген, когда его владычество на море было безопасно, он в первый раз в собственной земле своей вошел в столкновение с одним сильным Азиатским завоевателем, Салманассаром, царем ассирийским, и за тем с Навуходоносором, царем Вавилонским, который, осадив его, держал в осаде, по сказанию некоторых, тринадцать лет, и, наконец, — со знаменитым царем Македонским, Александром, от которого вытерпел снова ужаснейшую осаду. Хотя он с громадными усилиями и издержками построил огромную земляную плотину от Тира на материке до Тира на острове, несмотря на это город после семимесячной обороны был взят приступом. Взятие города сопровождалось страшными последствиями; он был сожжен; 10 000 из его народонаселения предано смерти, а 40 000 — проданы в рабство. Плотина, сооруженная Александром Македонским, осталась в виде руины еще доселе, как незабвенный памятник древнего Тира, и, посредством оной остров сделался полуостровом. Подчиненный некоторое время власти Селевкидов, Тир вслед затем подпал под власть Римлян; но он уже никогда не мог возвратить себе прежнего блеска и величия. В средние века Тир неоднократно осаждали крестоносцы, и затем им некоторое время владела Венецианская республика. Тир, существовавший на материке во дни пророков во всем своем величии и богатстве, в настоящее время совершенно исчез, и от него, за исключением обломков разрушенного водопровода, не сохранилось ни малейших следов; камни и бревна, из которых он был построен, и даже самый прах и мусор его лежат на дне морском, куда их бросил грозный завоеватель. Рыбаки новой деревушки, стоящей на древнем острове, под названием Сур или Сор, буквально, согласно с пророчеством, расстилают здесь свои сети на песке, которым покрыта поверхность плотины. В ней до 3 000 жителей, и она, по пророчеству Иезекииля, стоит ныне «бедною, пустою, уединенно на острове», среди необозримого моря, как единственная представительница древнего, некогда славного, богатого и надменного Тира. Да, повторим опять, пророческие указания на Тир в Библейских книгах многочисленны и разнообразны: так, например, в кн. пр. Иезекииля (гл. 27) перед нашими глазами проходит оживленная панорама в последовательном порядке с кораблями и торговлею Тира, с его торговыми рынками и биржами, с его разнообразными предметами ввоза и вывоза, с его различным народонаселением из многих и далеких стран; наконец, с его громадными богатствами, роскошью и великолепием. Он вывозил из Хеврона Сенирские кипарисы для устроения своих помостов и Ливанские кедры для устройства мачт на своих кораблях. Из дубов Васанских он делал весла свои. Из Греции, или греческих островов, доставлялась ему слоновая кость для украшения судов его; из Египта узорчатые полотна на паруса и флага; голубые и пурпурового цвета ткани — из Полонеза для покрывал. Из Сидона и Аравии стекались в него гребцы; но у Тира были и свои знатоки морского дела, и он ставил их кормчими. Богатый Фарсис платил ему за товары его серебром, железом, свинцом и оловом. Из Греции и стран граничащих с Понтом он получал невольников, невольниц и медную посуду, из Армении — лошадей, строевых коней и лошаков. С берегов Персидского залива и лежащих на оном островов доставлялись в Тир слоновая кость и черное дерево. Из Сирии он получал пурпуровые ткани, виссон, кораллы и рубины; из Иудеи и земли Израилевой — пшеницу, масло, мед и бальзам; из Дамаска — вино Хелбонское и белую шерсть; из Каменистой Аравии и от князей Кидарских — ягнят, баранов и козлят; из Савы и Раемы — все лучшие благовония; из Индии — золото и драгоценные камни; из Месопотамии, Харана, Вавилонии ассирияне привозили в Тир все предметы самой утонченной роскоши. Но довольно. Для нас, чад нового Израиля, более интересны указания на этот славный некогда город, встречающиеся в Новом Завете. Жителей Тира, несмотря на все их нравственные недуги. Господь Иисус Христос находил более способными к восприятию истин спасения, нежели каковы были некоторые из Иудеев. «Если бы в Тире и Сидоне, — говорит Он, — явлены были силы, явленные в вас, — (т. е. в городах иудейских, Хоразине и Вифсаиде), — то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам, — присоединил Спаситель жителям упомянутых городов, — что Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам» (Мф 11:21-22, Лк 10:13-14). Во время земной жизни Господа Иисуса Христа многие из приморских мест Тира и Сидона приходили к Господу Иисусу слушать Его учение и для исцеления от своих болезней (Мк 3:8, Лк 6:17). В странах Тирских и Сидонских Он исцелил некогда бесноватую дочь одной Сирофиникиянки, которая, несмотря на то, что была язычница, имела великую веру в Него, как Спасителя (Мф 15:21-28). Из кн. Деяний Апостольских видно, что в Тире рано образовалась христианская Церковь. Ап. Павел, возвращаясь в Иерусалим, после третьего своего путешествия, на пути своем остановился в Тире, нашел здесь учеников, т. е. верующих, и пробыл у них семь дней. Отшествие его из Тира, по словам свящ. писателя книги Деяний Апостольских, походило на отшествие отца семейства: все верующие с женами и детьми провожали его за город, и на берегу, преклонив колена, молились, испрашивая апостолу от Господа счастливого пути (Деян 21:3-6). В 196 г. по Р. Х. в Тире была епископская кафедра; в этом же городе, в III веке, окончил свою жизнь знаменитый Ориген — Такова судьба Тира и таковы-то жалкие следы его прежнего величия и славы!

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Тир — I (греч. Týros) в древности финикийский город-государство на восточном побережье Средиземного моря. На месте Т. находится г. Сур в Ливане. II [франц. Большая советская энциклопедия
  2. тир — -а, м. Помещение для учебной стрельбы из ручного огнестрельного оружия. Стрелковый тир. □ [Бельтов] тратил свое время, стреляя из пистолета в тире. Герцен, Кто виноват? [франц. tir] Малый академический словарь
  3. Тир — Белгород-Днестровский Топонимический словарь
  4. ТИР — (греч. Turos; совр. Сур в Ливане) — в древности финикийский город-гос-во на вост. побережье Средиземного м. Возник, видимо, в 4-м тыс. до н. э. В 3-2-м тыс. до н. Советская историческая энциклопедия
  5. тир — орф. тир, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. тир — Тир/. Морфемно-орфографический словарь
  7. тир — ТИР Сооружение для стрельбы по мишеням из ручного огнестрельного и пневматического оружия. Тиры бывают открытые, полуоткрытые, закрытые. Могут быть составной частью стрельбища и отдельным сооружением. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
  8. тир — ТИР а, м. tir. 1. Помещение для стрельбы в цель. Уш. 1940. Стрельбище, стрельба в цель и устройство для этого. Даль. В Москве зимою 1832)3 года случайно зашел в tir Prevost <�так>, на Кузнецком мосту... Словарь галлицизмов русского языка
  9. Тир — Тир (греч. ф-ма евр. названия Цор, «скала»), укрепл. город финикийцев (см. Финикия, финикийцы) на острове, располож. вблизи ливанского побережья (Нав 19:29; 2Цар 24:7), совр. Сур, находящийся в 40 км сев. Акко. Библейская энциклопедия Брокгауза
  10. Тир — (Tyre), главный город финикийцев на побережье Ливана к югу от Бейрута. Занимал небольшой остров с двумя гаванями, обеспечивавшими безопасную стоянку независимо от ветра. Выходцами из Т. основан Карфаген. Археологический словарь
  11. Тир — (Tyre) Азиатский поход Александра Македонского Этот хорошо укрепленный город, построенный на острове, отделенном от суши каналом в 900 м шириной, был осажден Александром Македонским в 332 до Р. X. Энциклопедия битв мировой истории
  12. Тир — • Tyrus, Τύρος в Священном Писании Зор, н. Сур, важнейший и знаменитейший город Финикии, на морском берегу, южнее Сидона, бывший, согласно Юстину (12, 3), колонией последнего города и превзошедший его вскоре могуществом и богатством. Словарь классических древностей
  13. Тир — (скала) — древний (Ис.23:7) и наиболее известный финикийский город на берегу Средиземного моря южнее Сидона. В Нав.19:29 он упоминается как пограничный город удела Асирова, но израильтяне им так и не овладели. Библейский словарь Вихлянцева
  14. ТИР — В армянской мифологии бог письменности, наук и искусств, писец бога Арамазда, прорицатель судьбы. Автор 5 в. Агатангехос называет Т. учителем жреческой мудрости. Т. внушал сны людям и тем открывал им их будущее. В храме... Мифологическая энциклопедия
  15. тир — ТИР -а; м. [франц. tir] Специально оборудованное помещение для учебной стрельбы в цель из огнестрельного оружия. Стрелковый т. Спортивный т. Толковый словарь Кузнецова
  16. тир — ТИР, а, м. Специально оборудованное помещение или место для стрельбы по мишеням. Стрелковый т. Толковый словарь Ожегова
  17. тир — См. тиро! Толковый словарь Даля
  18. тир — I. тира, м. [фр. tir]. Помещение для стрельбы в цель. II. тира, мн. нет, м. [гол. teer] (мор.). Состав из жидкой смолы, вареной с гарпиусом, употр. для смазывания стоячего такелажа и рангоута на кораблях. Большой словарь иностранных слов
  19. ТИР — ТИР — приморский город-государство в Финикии (современный Сур в Ливане). Основан в 4-м тыс. до н. э. Наивысший подъем в нач. 1-го тыс. до н. э. ТИР (франц. Большой энциклопедический словарь
  20. тир — тир I м. Специально оборудованное помещение для учебной или спортивной стрельбы в цель из ручного огнестрельного оружия. II м. Состав из смолы, канифоли и т.п., которым на судне для предохранения от сырости покрывают снасти, оборудование и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  21. тир — "смола, деготь", уже у Петра I; см. Смирнов 290; также тирова́ть "смолить" (Даль). Из голл. tееr "смола, деготь" и tееrеn "смолить"; см. Мёлен 211; Ляпунов, РФВ 76, 258. См. пек. Этимологический словарь Макса Фасмера
  22. тир — ТИР, тира, ·муж. (·франц. tir). Помещение для стрельбы в цель. Стрелковый тир. II. ТИР, тира, мн. нет, ·муж. (·голланд. teer) (мор.). Состав из жидкой смолы, вареной с гарпиусом, употр. для смазывания стоячего такелажа и рангоута на кораблях. Толковый словарь Ушакова
  23. Тир — (от семит. "Цор" = скалистый о-в) — знаменитый финикийский город, один из крупных торговых центров в истории. Основание его возводилось к богам. По легенде, Усоос приплыл на бревне к о-ву, водрузил два ментра и оросил их кровью жертвенных животных. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона