Светильники, лампады

У евреев были двух родов: 1 — для религиозного, 2 — для домашнего употребления. Первым представляется золотой седмисвещный светильник в святилище храма (Исх 25:31-37), весь чеканный из чистого золота. Из него выходили стебель посредине и шесть ветвей из боков его по три с каждой стороны. К этому светильнику сделаны были семь лампад со светильниками, которые должны были гореть день и ночь, во всякое время (Исх 27:20). В храме Соломоновом было 10 светильников: 5 к востоку и 5 к западу, все из золота и с цветами (3 Цар 7:49). Во время завоевания Иудеи и Иерусалима Халдеями они взяты были в Вавилон (Иер 52:10). Они служат символом водительства Божия. «Ты, Господи светильник мой», — восклицает царь-пророк Давид (2 Цар 22:29), и по истинно прекрасной метафоре, слово Божие называется им светильником. «Слово, Твое, — говорит он в другом месте, — светильник ноге моей (Пс 118:105). Св. Иоанн Креститель Господень называется «светильником горящим и светящим». Св. Ап. Петр говорит о светильнике, сияющем в темном месте (2 Пет 1:19). Светильники, употреблявшиеся для домашнего употребления, были различных форм. Их, обыкновенно, наполняли оливковым маслом и светильня в них делалась из льна. Кроме того, были в употреблении светильники для освящения в дверях домов, — это были не что иное, как железные горшки, или кувшины, наполненные оливковым маслом с плавающею льняною светильнею (Суд 7:16-20); были в употреблении и просто куски льна, вложенные в отверстие медного светильника, который держали обыкновенно в одной руке, а другою поливали лен из сосуда оливковым маслом, с тем чтобы он ярче горел. Эти светильники обычно употреблялись при брачных торжествах (Мф 25:1), впрочем, они более походили на факелы, чем на лампады.

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me