Пилат

(Ин 19:1), или Понтий Пилат (Мф 27:2) — был назначен римским правителем, или прокуратором Иудеи в 29 году по Р. Х. Жил он в Кесарии, но являлся в назначенные времена в Иерусалиме для наблюдения за сбором податей римскому правительству и в то же время производил здесь и судебные разбирательства (Ин 19:20) во дворце или претории, воздвигнутой, как кажется, именно для этой цели (Ин 18:28). Его правление было вообще крайне неприязненно для Иудеев, так как он нисколько не колебался продавать за деньги правосудие и произносить какой бы то ни было приговор вопреки справедливости. Историки передают о его хищничестве, его убийствах, тех мучениях, которыми он подвергал невинных без судебного разбирательства; кратко, по их словам, он отличался крайне суровою жестокостью во все время своего правления (Лк 13:1). Вызванный в Рим по делу об убийстве Галилеян по его распоряжению в самом храме во время жертвоприношения, Пилат, по определению суда, был низложен и сослан в заточение в Вену в Галлию, где, мучимый угрызениями совести, лишил себя жизни (Евсев. Ц. Ист. кн. 2 гл. 7; Древ. кн. XVIII, гл. 4, § 1, 2). Личность Пилата имеет особое значение для христиан, потому что по суду его был предан на поругание и крестную смерть Господь наш Иисус Христос. Явная невинность Божественного Страдальца долго удерживала Пилата, хотя и привычного к смертным приговорам, от осуждения Господа. Он старался уклониться от суда над Ним, несмотря на настойчивые требования о том первосвященников и народа (Лк 23:4-11); на суде до трех раз защищал невинность Иисуса, причем ссылался и на засвидетельствование о невинности Его от Ирода, решению которого Пилат попытался предоставить решение участи Подсудимого. К заступничеству за Иисуса побуждала Пилата и жена его: «не делай ничего праведнику тому», — просила она Пилата, — потому что я ныне, во сне много пострадала за Него» (Мф 27:19). Первосвященники, книжники и фарисеи отвечали на все ужасным воплем, когда-либо вырывавшимся из человеческих уст: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф 27:25). После чего Пилат, вероятно, из опасения лишиться своей должности (Ин 19:12), велел бичевать Его и затем, умыв руки перед народом, причем сказал еще раз «неповинен я в крови праведника сего», предал Его в руки разъяренной толпы на распятие. По крестной смерти Господа Иисуса, Пилат составил форму надписи, которая была прибита на кресте; и когда Иудеи просили его переменить надпись, чтобы представить Иисуса важным преступником — притязателем на царство иудейское, Пилат, быть может сознавая, что он уже пожертвовал правосудием, решительно отказался исполнить эту просьбу (Ин 19:19-22). Он дал Иосифу позволение снять тело Иисуса с креста и положить его в своем гробе и, наконец, по просьбе Иудеев, поставил стражу ко гробу (Мф 27:57-66).

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Пилат — Пилат см. Понтий Пилат. Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. Пилат — Пил’ат (Мат.27:13 ,17,22,24,58,62,65; Мар.15:1 -5,8,12,14,15,43,44; Лук.13:1 ; Лук.23:1 ,3,4,6,11-13,20,24,52; Иоан.18:29 ,31,33,35,37,38; Иоан.19:1 ,4,5,6,8,10,12-15,19,21,22,31,38; Деян.3:13 ; Деян. Библейский словарь Вихлянцева
  3. Пилат — орф. Пилат, -а (библ.) Орфографический словарь Лопатина
  4. пилат — пилат м. устар. Тот, кто совершает неблаговидные или преступные дела чужими руками и устраняется от ответственности за совершенное. Толковый словарь Ефремовой
  5. пилат — пила́т "мучитель", пила́тить, пила́чу "мучить". От собств. Пилатъ из греч. Πιλᾶτος. Этимологический словарь Макса Фасмера