Ной

(покой, успокоение; Быт 6:8, Мф 24:37, Евр 11:7 и др.) — десятый и последний из допотопных патриархов в прямой линии от Адама. Сын Ламеха, и, следовательно, внук Мафусаила, Ной родился по евр. тексту в 1056 г. от С. М. а по Славянской Библии в 1662 г. Его имя и жизнь тесно и исторически связаны со страшным событием, истребившим тогдашний мир, именно — с всемирным потопом. Ламех при рождении сына назвал его Ноем, сказав при этом: «он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь (Бог)» (Быт 5:29). О первом, по летам весьма значительном, периоде жизни Ноя говорится очень немного в слове Божием. Ему было 500 лет и родил Ной трех сынов: Сима, Хама и Иафета замечает свящ бытописатель, — сынов, сделавшихся впоследствии родоначальниками трех главных, представителей человеческого рода (Быт 10:32). Что касается личного характера Ноя, то на это просто и замечательно указывается в кн. Бытия: именно, что среди развращенного человеческого рода, Ной обрел благодать пред очами Господа, что он был человек праведный и непорочный в роде своем и ходил пред Богом (6:8,9). О той же самой высокой святости Ноя свидетельствует и пр. Иез 14:14-20. Жизнь и история Ноя, как мы уже заметили выше, тесно связаны с всемирным потопом (см. Потоп), и после потопа Ной является на страницах свящ. истории, как великое звено, соединяющее древний мир с новым. После потопа, говорится далее в его истории, Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Раз выпил он вина, опьянел и лежал обнаженным в шатре своем. Сын его. Хам, оказался непочтительным в этом случае к отцу своему, и потому лишен был благословения, а потомство его осуждено было на рабство. Симу же и Иафету за то, что они прикрыли наготу отца своего, возвещено особенное благословение Божие, что в потомстве Сима сохранится истинная вера и Церковь; Иафету же — что его потомство будет весьма распространено и соединится впоследствии с потомством Сима (Быт 9:19-27). Ной жил после потопа 350 лет (28-29). «Всех же дней Ноевых было 950 лет и он умер». Воспоминание о Ное и великих событиях жизни Ноя никогда не умирало в потомстве и часто встречается в Свящ. Писании. О нем упоминают пророки: Исаия, Иезекииль и премудрый сын Сирахов (Ис 54:8-10, Иез 14:19-20, Сир 44:16-18). Сам Господь указывает на времена Ноя, предостерегая людей от неверия и беспечности (Мф 24:37-39). Ап. Петр называет Ноя проповедником правды, и в спасении человеков от потопа в ковчеге во дни его дает нам видеть указание на наше спасение чрез крещение (2 Пет 2:5). И ап. Павел представляет пример Ноя, как образец веры и праведности по вере (Евр 11:7). Истина библейского повествования о Ное и потопе находит себе подтверждение в преданиях о сем у всех народов во всех странах света, хотя все эти предания искажены баснословными прибавлениями, как-то: у индийцев, персов, китайцев и др.

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Ной — орф. Ной, Ноя Орфографический словарь Лопатина
  2. ной — "костер на стоянке в лесу, тлеющая головня", но́йка – то же. Несмотря на полное совпадение знач. с нодья́, нодьё (см.), трудно объединить эти слова друг с другом; см. Калима 173. Едва ли прав и Даль (2, 1436), сближающий его с ныть. Этимологический словарь Макса Фасмера
  3. Ной — Герой библейского мифа о потопе. Образ Н. воспроизводит черты героев шумерской (Зиусудра) и вавилонской (Утнапиштим) мифологий. См. Всемирный потоп. Большая советская энциклопедия
  4. Ной — Десятый и последний из допотопных патриархов, вмещавших в своей жизни целые эпохи жизни первобытного человечества. Сын Ламеха, Н. жил в то время... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. Ной — (евр. noah, в Библии соотнесено с глагольным корнем NHM и понято как «успокаивающий» — Быт. 5:29; греч. Ncoe), в преданиях иудаизма и христианства герой повествования о всемирном потопе, спасенный праведник и строитель ковчега (срв. Словарь по культурологии
  6. Ной — Внесистемная единица измерения уровня шума. Словарь мер и весов
  7. Ной — Я, муж. Стар. редк. Отч.: Ноевич, Ноевна. Происхождение: (Др.-евр. имя No’a — покой, успокоение.) Словарь личных имен
  8. ной — См. ныть Толковый словарь Даля
  9. Ной — Ной (евр. Ноах, согл. Быт 5:29, возм. «утешитель»), потомок Сифа, сын Ламеха и отец Сима, Иафета и Хама (Быт 5:28-32; ср. 9:24). При рождении... Библейская энциклопедия Брокгауза
  10. НОЙ — Герой библ. мифа о потопе, воспроизводящий в значит. степени образ шумерского Зиусудры и вавилонского Утнапиштима. По библ. традиции... Советская историческая энциклопедия
  11. НОЙ — НОЙ — в Библии — праведник, спасшийся вместе с семьей на построенном по велению Бога ковчеге во время всемирного потопа. Большой энциклопедический словарь
  12. Ной — (покой) (Быт.5:29 ,30,32; Быт.6:8 -10,13,22; Быт.7:1 ,5-7,9,11,13,15; Быт.8:1 ,6,15,18,20; Быт.9:1 ,8,17-20,24,28,29; Быт.10:1 ,32; 1Пар.1:4 ; Ис.54:9 ; Иез.14:14 ,20; Мат.24:37 ; Лук.3:36 ; Лук.17:26 ; 1Пет.3:20 ; 2Пет.2:5 ; Евр. Библейский словарь Вихлянцева
  13. НОЙ — (еврейск. nôãh, в Библии соотнесено с глагольным корнем NHM и понято как «успокаивающий» — Быт. б, 29; греч. Νώε) в преданиях иудаизма и христианства герой повествования о всемирном потопе, спасенный праведник и строитель ковчега (ср. Мифологическая энциклопедия