Колесницы

(Быт 45:19, 46 и др.) — Употребление колесниц у евреев несомненно было столь же древне, как и употребление лошадей. О них уже упоминается, как о предмете роскоши в Быт 41:43. По словам той же книги, они употреблялись и в военное время (Исх 14:6). Впрочем, колесницы более годились для равнин ассирийских и долин Нила, чем для гористой местности Палестины. Мы видим многочисленные изображения оных на древних ассирийских и египетских памятниках. Евреи в древности не особенно любили употребление колесниц, так как они не легко привыкали к ним, частью вследствие гористой местности своей родины, а частью, вероятно, и вследствие того, что законом Моисеевым воспрещалось умножение коней (Вт 17:16). У соседних же с Палестиною народов колесницы были в большом употреблении и весьма большом количестве (Исх 14:7, Суд 4:3, 1 Цар 13:5 и др.). Затруднения, испытываемые Израильтянами во время битв с врагами, снабженными такими страшными и гибельными для них на войне пособиями, быть может, понудили их ввести и у себя в употребление воинские колесницы, хотя сим несколько и нарушалось одно из повелений Божиих в законе Моисеевом. Посему-то Давид оставил для себя 100 колесниц из 1 000 отнятых им у Сириян (2 Цар 8:4). После времен Давида евреи уже постоянно пользовались колесницами и всегда возлагали большие надежды на употребление оных (2 Пар 1:14 и др.). Воинские колесницы евреи обыкновенно получали из Египта с платою за каждую из них по 600 сиклей серебра (3 Цар 10:29). Мы можем получить точное понятие о древних колесницах не только по различным рисункам и скульптурным изображениям древности, но также и по одному весьма древнему экземпляру, сохранившемуся до наших времен и находящемуся ныне во Флоренции. Приготовленная ли для употребления в мирное, или в военное время, эта колесница состоит из станка, задняя часть которого опирается на ось, поддерживаемую двумя колесами с поперечными в них брусьями. Лук и колчан со стрелами обыкновенно составляли неотъемлемую принадлежность всякой воинской колесницы, которая нередко украшалась слоновою костью и дорогим металлом. Лица заправлявшие этими колесницами обыкновенно стояли, так как никакого сиденья в них не было. Запрягались в колесницы иногда по две или по три, а иногда и больше лошадей. Воинские колесницы были особенно крепки, так как материалом для них служило железо в большем или меньшем количестве (Нав 17:18). Иуда, по словам книги Судей, не мог прогнать жителей долины, потому что у них были железные колесницы (1:19). У Древних Персов лошади и колесницы посвящались обыкновенно солнцу для обозначения его быстрого течения, и от них означенное суеверие перешло также и к Иудеям, так как царь Иосия сжег колесницы солнца, посвященные означенному светилу царями иудейскими (4 Цар 23:11). В Свящ. Писании слово колесницы в иносказательном смысле употребляется иногда для означения крепкой защиты и надежного покровительства со стороны какого либо лица. «Отец мой, отец, мой, — восклицал пр. Елисей, смотря на Илию, возносившегося в вихре на небо, — колесница Израиля и конница его!» (4 Цар 11:12). «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся», — восклицает Псалмопевец (Пс 19:8); иногда же употребляется для обозначения небесных сил и воинств: «Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч, — говорит пр. Давид в другом месте, — Среди их Господь на Синае, во святилище» (Пс 67:18).

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me