Иоав

(Господь есть Отец): 2 Цар 2:18 — один из трех племянников Давида и его военачальник (1 Пар 2:16, 11:6). Иоав в первый раз упоминается в кн. Царств еще во время воцарения Давида в Хевроне. Во главе Давидовых слуг Иоав встретил Авенира, перешедшего с войском Иордан из Маханаима (резиденции Иевосфея), близ Гаваона, и разбил его. Сам Авенир, обратившийся в бегство и преследуемый Асаилом, единственно ввиду самозащиты убил его, несмотря на то, что Асаил отличался быстротою своего бега. Слова Авенира к Асаилу: «отстань от, меня, чтобы я не поверг тебя на землю; тогда с каким лицом явлюсь я к Иоаву, брату твоему?» (2 Цар 2:22) указывают, что между Авениром и Иоавом в то время еще не существовало непримиримой вражды. Вскоре после того, во время случайного отсутствия Иоава, Авенир посетил Давида в Хевроне и предложил ему царствовать над всем народом Израильским. Давид принял его предложение и отпустил Авенира с миром. Иоав узнал об этом и, с одной стороны желая отмстить за смерть Асаила, а с другой опасаясь, чтобы Авенир со временем не занял при Давиде его места, обратился к Давиду с упреком за милостивый прием, оказанный Авениру, а потом, вернув его в Хеврон, вероломно умертвил его в городских воротах (при кладезе Сир, как сказано в еврейском, — ныне источник, называемый Айн Серах, находящийся в двух милях от Хеврона). Узнав о вероломстве Иоава, Давид проклял мстительность его и почтил память Авенира погребением, постом и плачем. «Смертью ли подлого умирать Авениру? — восклицал он, — руки твои не были связаны, и ноги твои не в оковах, и ты пал, как падают от разбойников» (2 Цар 3:33-34). Затем, занявши место Авенира и получив высокую должность военачальника, Иоав служил Давиду до самой его смерти с непоколебимою верностью, при помощи брата своего Авессы, начальника храбрых (1 Пар 11:20, 2 Цар 10:10). Постоянным его местопребыванием был Иерусалим, но сверх того он имел особенный дом в пустыне (3 Цар 2:34) и поля, засеянные ячменем (2 Цар 14:30). При осаде Иевуса, или Иерусалима, в возобновлении которого, как видно из последующей истории, Иоав принимал сильное участие (1 Пар 11:8), Давид объявил: «кто прежде всех поразит Иевусеев, тот будет главою и военачальником. И взошел прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою» (1 Пар 11:6). Первое большое сражение Израильтян под предводительством Иоава произошло с Аммонитянами и Сириянами (2 Цар 10:6 и др.), и хотя Иоав сначала сомневался в счастливом исходе битвы, но победа вполне оказалась на его стороне и война скоро закончилась. Затем он избил весь мужеский пол в Идумее (3 Цар 11:15-16). Затем он снова предводительствовал во время войны с Аммонитянами и осады царской резиденции Раввы (2 Цар 11:1). При означенной осаде он получил приказание от Давида поставить Урия Хеттеянина на сражении в таком месте, чтобы он был поражен и умер. По свидетельству Иосифа, Урий был оруженосцем Иоава. После того мы видим, что Иоав успел примирить с Давидом Авессалома, убившего брата своего Амнона (2 Цар 4), и когда Авессалом возмутился против своего отца и вынудил его к бегству для спасения жизни, Иоав оставался верным Давиду и начальствовал над отрядом царского войска, которое, впрочем, по свидетельству Иосифа Флавия, не превышало численностью 4 000 воинов. После поражения Авессалома Иоав, все еще оставаясь верным Давиду, собственноручно пронзил стрелою сердце возмутителя (2 Цар 18:14), хотя и хорошо сознавал, что он своим поступком может причинить сильное огорчение Давиду и возбудить гнев его. Вскоре после того на севере страны снова вспыхнуло возмущение под руководством Савея, сына Бихри (20:1). Вследствие малодеятельности нового военачальника Амессая, возмущение быстро и грозно распространилось далеко. Посему туда был послан Авесса со значительным войском, к которому присоединился и Иоав, все еще остававшийся начальником малой части войск. На дороге они встретили Амессая, и Иоав не поколебался убить его теперь, как (ст. 9, 10) некогда он умертвил Авенира, и таким образом отделался от своего соперника. Спокойно и с достоинством Иоав снова занял свою прежнюю должность и своим благоразумием, равно как и мужеством, скоро подавил восстание (ст. 20-22). Иоав упорно противился желанию Давида произвести народосчисление (24:3) и хотя уступил, но его доводы были настолько сильны, что он не исчислял левитов и вениамитян, потому что царское слово противно было Иоаву (1 Пар 21:6). Оставаясь верным Давиду во всю свою жизнь, даже во время возмущения личного своего друга Авессалома, Иоав впоследствии присоединился к Адонии и помогал ему вместе с свящ. Авиафаром в его попытках, впрочем, безуспешных, овладеть престолом Давида, отца его (3 Цар 1:7, 2:27). Это последнее преступление переполнило меру его виновности в глазах Давида, так как уже на смертном своем одре Давид завещал Соломону: не отпустить седин его (Иоава) мирно в преисподнюю (3 Пар 2:6). Посему-то, когда открылось, что Адония продолжает домогаться престола, Соломон счел существенным долгом и благоразумием скорее удалить его главного сообщника — Иоава. Узнав о грозившей ему опасности, Иоав убежал в Скинию Господню и ухватился за рога жертвенника. Царь послал Ванею схватить и умертвить его. Ванея сначала колебался было исполнить это, но получил от Соломона новый, подтвердительный приказ — умертвить и похоронить его, на том, конечно, основании, что для убийцы, по закону, не существовало безопасности и спасения даже и при рогах жертвенника (ср. Исх 21:14). «И пошел Ванея, сын Иодаев, — говорит свящ. писатель 3 Цар 2:28-34, — и поразил Иоава, и умертвил его, и он был похоронен в доме своем в пустыне, находившемся, вероятно, близ Вифлеема, в пустыне иудейской». 1 Пар 4:14 — Иоав, сын Сераии, из сынов Кеназа, родоначальник или основатель долины плотников. Та же самая долина, находившаяся вероятно близ Иерусалима, упоминается и в Неем 11:35. 1 Езд 2:6, 8:9, Неем 7:11 — предок одного семейства, которое вместе с потомками Иисуса считалось наиболее многочисленным в числе прочих семейств, возвратившихся из Вавилона с Зоровавелем.

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Иоав — Иоав (евр. «Господь — отец»): 1) сын Сераии и внук см. Кеназа, «родоначальника долины плотников» (1Пар 4:13,14); 2) один из трех сыновей единокровной сестры Давида Саруи, брат Авессы и Асаила (2Цар 2:18; 1Пар 2:16). Имя отца... Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. Иоав — Ио’ав (Иегова Отец) — а) сын Саруи, сестры Давида (брат Авессы и Азаила — 1Пар.2:16), военачальник во время царствования Давида. В самом начале, видимо опасаясь соперничества, он коварно убил Авенира... Библейский словарь Вихлянцева
  3. Иоав — Полководец царя Давида. Сын сестры Давидовой, Саруи, он рано сделался сподвижником своего дяди — по всей вероятности, еще во время изгнаннической жизни Давида. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона