Илия

(мой Бог — моя крепость, или Бог есть Господь), Фесвитянин, из Галаадского селения Фесвы, в колене Неффалимовом, замечательнейший после Исаии из ветхозаветных пророков, и глава общества сынов пророческих в царстве Израильском (3 Цар 17:1). В первый раз мы встречаем Илию в 3 Цар 17:1 перед Ахавом с грозных предвестием ему трехлетнего с половиною бездождия и вследствие сего голода. «Жив Господь Бог Израиля, пред которым я стою, — вещал он Ахаву, — в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (Сравн. Лк 4:25, Иакова 5:17). Из древнейшего повествования видим, что вскоре за посещением царя пророк Илия должен был удалиться на поток Хораф, где оставался некоторое время, чудесно питаемый хлебом и мясом, приносимыми ему ежедневно утром и вечером воронами (17:5,6). Когда поток от засухи иссяк, пророк удалился в Сарепту — селение на Финикийском берегу, почти в средине между Тиром и Сидоном. При Иерониме на этом месте находилась башня, а в позднейшие времена на месте дома вдовы стояла церковь, в которой показывалась комната, где жил пр. Илия, называемая по-гречески — Acta Sanctorum. Здесь он поместился в доме одной бедной вдовы, мука и масло у которой чудесно не истощались во все время пребывания у нее пророка. В это время единственный сын вдовы умер, и Илия своими молитвами возвратил его к жизни. После сего он в первый раз называется человеком Божиим (3 Цар гл. 17). Спустя три года, когда бедствие голода в Самарии достигло высшей степени и когда сам Ахав с начальником своего дворца Авдиею искал где либо пастбищных мест для своего скота, пр. Илия явился сначала Авдии, а потом и самому царю. «Ты ли это смущающий Израиля?» — воскликнул Ахав при виде пророка. — «Нет, — отвечал Илия, — не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни и идете в след Ваалов» (18:17-18), и затем предложил царю собрать весь народ царства Израильского и жрецов Ваала и Астарты, находившихся под особым покровительством Иезавели, на гору Кармил, для молитвы об окончании голода. Предложение это Ахавом было принято, и вот пред идольским жертвенником стали 850 жрецов Ваала и Астарты: но тщетно они с утра и до полудня бесновались и просили Ваала низвести огонь на их жертвенник. «Кричите громким голосом, — говорил им Илия, — ибо он бог; может быть он задумался, или занят чем либо, или в дороге, а, может быть, и спит, так он проснется» (18:27). Вечером же он сам соорудил жертвенник из 12-ти камней и, призвав имя Господа своего, молитвою низвел огнь с неба от Господа, истребивший и всесожжение, и дрова, и камни, и прах и поглотивший даже воду, бывшую во рве. Пораженный этим чудом, народ воскликнул: «Господь есть Бог! Господь есть Бог!» Отведенные к потоку Кисон, лжепророки идольские были закланы Илиею, согласно с законом Моисеевым, повелевавшим поступать так со всеми совратителями в идолопоклонство (18:1-40). После истребления жрецов, сказал Илия Ахаву: пойди, ешь и пей, ибо слышен шум дождя: сам же вошел на вершину Кармила и преклонил лицо свое к коленям в молитве к Господу. И действительно, по молитве его небо со всех сторон покрылось дождевыми тучами и полились потоки дождя. Ахав сел в колесницу, заплакал и поспешил отправиться в Изреель; Илия, же, подкрепленный силою Божию, опоясал чресла свои и бежал пред колесницею Ахава даже до самых ворот города (18:41-46). Так, окончив дело пророка, он воздал царю подобающую честь, как его подданный (Лк 4:25, Иак 5:17-18, Евр 11:35). Когда Ахав сообщил своей жене, идолопоклоннице Иезавели, о том какая судьба постигла жрецов Вааловых, то она сильно разгневалась и грозила Илии немедленною смертью. Узнав об этом, Илия, чтобы спасти жизнь свою, пошел в г. Вирсавию, находившийся в царстве иудейском, где он мог считать себя безопасным от преследований Ахава и Иезавели. Вирсавия находилась в расстоянии около 90 миль от Изрееля, но он не удовольствовался своим прибытием в этот город, а оставив здесь своего слугу, сам удалился далее на ю. в пустыню. Здесь он остановился, сел под кустом дрока (можжевельника) и стал просить себе у Бога смерти. «Довольно уже Господи, — говорил он, — возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих». Потом он лег и заснул. И вот ангел коснулся его и сказал ему: «встань, ешь и пей, ибо дальняя дорога пред тобою». Осмотревшись, Илия увидал в головах у себя хлебец, какие обыкновенно пекут на горячих камнях, и кувшин с водою. Подкрепившись чудесно посланною ему пищею, Илия встал и в продолжение 40 дней шел по дикой, каменистой и опасной пустыне Синайского полуострова, пока не достиг горы Хорив. Здесь он нашел себе убежище в одной пещере и провел ночь. И вот он слышит голос от Господа: «Что ты здесь Илия? — Возревновал я о Господе Боге Саваофе, — отвечал Илия, — ибо все сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, и пророков Твоих убили мечом, остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее». Господь повелел ему выйти из пещеры и стать на гору, в ожидании откровения Божия. Начались страшные знамения. Сначала разразилась ужасная буря с грозным вихрем, раздирающим горы и сокрушающим скалы; за бурею последовало землетрясение, потом пронесся огонь. После огня — веяние тихого ветра (и там Господь). Он сказался не в буре, не в землетрясении, не в огне, но в вечерней прохладе, — в веянии тихого ветра. Возвратись, — сказал Илии Господь, — и поди к Дамаску, «…и когда придешь, то помажь Азаила в цари над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в цари над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя». При этом Господь утешил и Илию, сказавши, что Он оставил для себя между Израильтянами еще семь тысяч мужей, которые не преклонили колен своих пред Ваалом и уста, которых не целовали идола (3 Цар 19:1-18). Услыхав волю Божию, Илия снова отправился в путь и нашел Елисея у селения Авел-Мехолы; помазал его в пророки, бросив на него милоть свою — символический знак посвящения в пророческую должность. Елисей тотчас же последовал за ним и стал служить ему (гл. 19). Далее в 3 Цар говорится об Илии, что он получил повеление от Бога снова предстать пред Ахавом и объявить ему грозный суд Божий, имеющий совершиться над ним и его домом, по случаю умерщвления Навуфея и отнятия у него виноградника. «Ты убил и еще вступаешь в наследство?» — грозно сказал Илия Ахаву, явившись пред ним в Навуфеевом винограднике. «Так говорит Господь, — продолжал он, — на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь». Ахав сказал Илии: «Нашел ты меня враг мой! — Нашел, — был ответ Илии, — ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа. Так говорит Господь: вот, Я наведу на тебя беды… И поступлю с домом твоим так, как поступил Я с домом Иеровоама… И псы съедят Иезавель за стеною Изрееля». Выслушав сие, Ахав раскаялся, разодрал свои одежды, возложил на себя вретище и постился, так что Господь отложил Свой праведный суд над домом его до дней царствования сына Ахава, Охозии (3 Цар 21:17-29). По смерти Ахава пр. Илия был послан к сыну его, царю Охозии, сказать ему, что он умрет вследствие своей нечестивой жизни. Здесь свящ. писатель кн. Царств сообщает несколько интересных сведений о наружном виде человека Божия. «Каков видом тот человек, который вышел навстречу вам?» — спрашивал Охозия у посланных им к Вельзевулу вопросить о своей болезни и встреченных на пути, по повелению Божию, пр. Илиею. — Человек, этот весь в волосах, и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим, отвечали посланные. На это сказал царь: «это Илия Фесвитянин»! Два раза затем посылал царь своих пятидесятников схватить пророка, но оба раза они чудесно были попалены со своими отрядами огнем небесным. Третий пятидесятник со своим отрядом по своей усердной мольбе к пророку был пощажен, и Илия отправился с ним, и смело, перед постелью болящего Охозии, повторил ему смертный приговор от Бога (4 Цар 1:1-17). Приближалось время взятия Илии на небо. Елисей и сыны пророческие по откровению Божию знали о том, что должно было совершиться, и Елисей не отходил от Илии ни на шаг. Они пришли к реке Иордану, Илия ударил своим плащом по реке: вода расступилась по обе стороны, и оба они перешли по сухому дну. «Проси, что сделать тебе прежде, нежели я буду взят от тебя? — сказал Илия. — Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне, — отвечал Елисей. — Трудного ты просишь, — сказал Илия. — Если увидишь, как я буду взять от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет». Они продолжали идти вместе и беседовали друг с другом. И вот огненная колесница и огненные кони разделили их друг от друга, и Илия в вихре понесся на небо. «Отец мой, отец мой, колесница Израилева и конница его! — воскликнул Елисей, — и не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад и стал на берегу Иордана». По примеру Илии, он ударил его милотию «по воде и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый?», и Иордан «расступился туда и сюда», и Елисей перешел на западный берег реки. Тщетно сыны пророческие три дня искали тело Илии — его уже не было здесь, и он не являлся более на земле, до самого события Преображения Господня на горе Фавор, когда ученики Господа, Петр, Иаков и Иоанн, видели его вместе с Моисеем, беседующим с Господом (Мф 17:3-8). Замечательное указание на пр. Илию находится у пр. Малахии (4:5-6). «Вот Я пошлю к вам Илию пророка, пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца детей к отцам их, чтобы Я, пришедши, не поразил земли проклятием». Из Нового Завета мы знаем, что в означенном месте под именем Илии разумеется Иоанн Креститель (Мф 11:14, Мк 9:11-13, Лк 1:17). В духе и силе Илии имел совершать служение свое Предтеча Господа, Иоанн Креститель, уготовлявший путь Господу, и вот евангельское повествование прямо и определенно называет его именем Илии (Мф 17:10-12). Наконец, по верованию Православной Церкви, пр. Илия вместе с Енохом снова имеют придти на землю перед вторым пришествием Господа (От 11:3-12). В заключение скажем, что Магомет в своем Коране относится с великою похвалою о пр. Илии. магометане, как и Иудеи, считают его посредником между небом и землею, который является в человеческом виде людям благочестивым на земле, посещает их в мечетях и синагогах и сообщает откровения Божии, особенно благочестивым мужам и раввинам. В Православной Церкви, равно как и в других христианских восточных церквях, имя пр. Илии занимает весьма высокое место. Это имя часто нарекается детям при их рождении; в честь пророка Божия Илии у нас на Руси воздвигнуто много храмов, и память его, 20 июля, празднуется церковью, как большой праздник. В Ефиопской церкви, Коптской и некоторых других. Имя пр. Илии также внесено в их календари, как святого, а память его празднуется 8-го февраля и 1-го декабря.

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИЛИЯ — (еврейск. 'Çliyyâh, «бог мой Яхве» греч.Ήλίας) в ветхозаветных преданиях (3-я и 4-я книги Царств) пророк. Он предстает как ревнитель Яхве, борец за утверждение его культа как единственного в Израильском царстве... Мифологическая энциклопедия
  2. Илия — Илия (Елия) (евр. Элийя, Элийяху, «мой Бог — Яхве»): 1) пророк, чье прозвище «Фесвитянин», означает, что он родом из Фесвы в Галааде (3Цар 17:1). Израил. царь Ахав (871-852 гг. до Р. Х.) был совращен своей женой см. Иезавелью на служение Ваалу. Библейская энциклопедия Брокгауза
  3. Илия — • Ilia см. Rhea Silvia, Рея Сильвия. Словарь классических древностей
  4. Илия — Или’я (Иегова мой Бог) — Фесвитянин, житель Галаада (это все, что известно о его происхождении, 3Цар.17:1), один из величайших пророков Божиих, неожиданно появившийся перед Ахавом, одним из наиболее нечестивых царей израильских. Библейский словарь Вихлянцева
  5. Илия — 1) -и, жен. Редк. Производные: Иля; Илюша. Происхождение: (Женск. к (см. Илья)) 2) -и, муж. Стар. форма имени (см. Илья). Словарь личных имен
  6. Илия — (Ilia) — см. Pea Сильвия. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона