Иезавель

(имя финикийского происхождения; 3 Цар 16:31, 18:4, 4 Цар 9:37) — дочь царя Сидонского Еваала, жена Ахава, седьмого царя Израильского. Брак Ахава с Иезавелью положил начало падению царства Израильского. Вредное влияние Иезавели чрез ее дочь Гофолию распространилось даже на царство иудейское. Она сразу ввела в страну Израильскую боготворение Финикийского божества Ваала (бог солнца), что охотно принял и допустил ее легковерный и нечестивый муж. Далее мы видим, что Иезавель употребляла всевозможные усилия к тому, чтобы истребить всех пророков Божиих, хотя и не успела в своем злом намерении, так как Авдий, начальствовавший над дворцом Ахава, успел скрыть сто пророков Господних в пещерах и питал их хлебом и водою (3 Цар 18:1). С другой стороны, она содержала на своем собственном иждивении 450 жрецов Вааловых и 400 пророков Астарты, называемых дубравными (ст. 19). Во всем Израиле осталось только 7000 мужей, не преклонявших колен перед Ваалом (19:18). Засим она грозит пр. Илии смертью в отмщение за то, что он избил ее лжепророков при потоке Кисонском. Но в самом ярком свете является пред нами эта развратная женщина в деле между Ахавом и Навуфеем, из принадлежавшего сему последнему виноградника. По умерщвлении Навуфея, в кн. Царств немного говорится об Иезавели, хотя она и пережила своего мужа и двух его преемников, Ахазию и Иорама. Впрочем, горечь ответа Ииуя, на вопрос Иорама: «…с миром ли Ииуй!» — «Какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях ее?» (4 Цар 9:22), — прямо и ясно указывает на то, какой образ жизни продолжала вести она. Затем Ииуй пронзил Иорама стрелою и отправился в Изреель. Получив о сем известие, Иезавель нарумянила лицо свое (по обычаю Востока), украсила голову свою и, смотря в окно дворца, спрашивала въезжавшего в ворота Ииуя: «мир ли Замврию убийце государя своего?» В ответ на это Ииуй приказал выбросить ее из окна: «…И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее» (9:30). Через несколько часов, в тот же день Ииуй отдал было приказание отыскать «..эту проклятую и похоронить ее, так как царская дочь она», но «…не нашли от нее ничего, кроме черепа, и ног и кистей рук». Во исполнение предсказания пр. Илии псы съели тело ее, и был «…труп Иезавели на участке Израильском, как навоз на поле», — замечает свящ. писатель в 4 Цар 9:37. Самое имя Иезавель сделалось синонимом всякого нечестия и разврата. В этом смысле оно употреблено в Откровении (2:20), именно в словах Господа, обращенных к ангелу Фиатирской церкви; но разумеется ли здесь какое либо частное лицо, или какая либо секта, как, например, Николаиты — неизвестно.

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Иезавель — Иезав’ель (целомудренная, строгая, чистая) (3Цар.16:31 ; 3Цар.18:4 ,13,19; 3Цар.19:1 ,2; 3Цар.21:5 ,7,11,14,15,23,25; 4Цар.9:7 ,10,22,30,36,37) — дочь Ефваала, царя сидонского и жена Ахава, царя израильского... Библейский словарь Вихлянцева
  2. Иезавель — Жена израильского царя Ахава, дочь сидонского царя Ефваала, или Этбаала, который достиг престола через убийство брата. Дочь унаследовала от него деспотическое высокомерие, непреклонную настойчивость... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  3. Иезавель — Иезавель (евр. Изевель). Возм., значение этого имени складывается из отрицат. частицы «не» и корня евр. глагола, означающего «терпеть». см. Ихавод (Иохавед): 1) дочь сидонского царя Ефваала, к-рый, согл. Иосифу Флавию, ранее был жрецом Астарты (см. Библейская энциклопедия Брокгауза