Зоровавель

(рожденный в Вавилоне; 1 Пар 3:19) — предводитель первого отряда иудеев, возвратившихся, в числе 42 360 чел., кроме множества рабов и рабынь, из плена Вавилонского в Иерусалим, в первый год царствования Кира царя Персидского (1 Езд 2:64, 65). Он был сын Салафиила (1 Езд 3:2, Мф 1:12, Лк 3:27), или Федаии, брата Салафиилова (1 Пар 3:16-19) и происходил из царского рода Давидова через Нирия, по свидетельству ев. Луки (3:27), а по свидетельству ев. Матфея (1:12) чрез Иехонию. Ему царь Персидский Кир вручил свящ. сосуды для возвращения оных в Иерусалим и богатые дары от его пленных собратий. Назначенный от Кира правителем Иудеи, Зоровавель во второй год возвращения в Иерусалим торжественно положил основание второму храму Иерусалимскому на месте первого. Закладка храма, бывшая во втором месяце второго года, была совершена с особенною торжественностью: священники в их одеждах играли на трубах; потомки Асафа с кимвалами пели те же псалмы, кои пелись при освящении первого Соломонова храма (2 Пар 5:11-14), а те старцы, которые помнили великолепие храма, громко плакали от печали и радости. Но пр. Аггей утешал и ободрял их словом Господним, что слава сего последнего храма будет больше славы прежнего (Агг 2:9). После этого много предстояло Зоровавелю трудов, забот и усилий для продолжения строения храма и для водворения благоустройства и порядка церковного и гражданского среди множества врагов и препятствий. Ему вредили и препятствовали в постройке храма и Самаряне, и начальники заречных Персидских областей, подкупаемые Самарянами и клеветавшие на иудеев пред двором царским (1 Езд 4). Но с Божию помощью, при содействии прр. Аггея и Захарии, Зоровавель преодолел все козни врагов. «Руки Зоровавеля, — говорит Бог чрез пророка, — положили основание Дому сему; его руки и окончат его» (Зах 4:9), и он действительно имел утешение видеть окончание храма и торжественное освящение оного: в шестой год царствования Дария, в третий день месяца Адара, при многочисленных жертвоприношениях и всеобщей радости народа (1 Езд 5, 6). Новый храм, посвященный Господу, величественно стоял на месте того, который разрушили войска Навуходоносора. Кроме построения храма, другими подвигами Зоровавеля были между прочими следующие: восстановление священнической и левитской чреды священнослужения (1 Езд 6:18), исправление родословий (Неем 6:5), празднование Пасхи в седьмой год царствования Дария. Вообще религия и патриотизм особенно отличали характер Зоровавеля во все время его общественной деятельности. Зоровавель называется также персидским именем Шешбацар, князь Иудин (1 Езд 1:8).

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Зоровавель — Зоровавель (евр. форма от аккадск. Зеру-Бабили, «семя (потомство) вавилонское»), сын см. Салафиилов, иуд. князь, к-рого перс. царь Кир в 538 г. до Р. Х. назначил областеначальником Иудеи. В Езд 1:8,11; 5:14,16 он офиц. назван своим вавил. именем Шешбацар. Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. Зоровавель — Зоровав’ель (рожденный в Вавилоне) (1Пар.3:19 ; Езд.2:2 ; Езд.3:2 ,8; Езд.4:2 ,3; Езд.5:2 ; Неем.7:7 ; Неем.12:1 ,47; Агг.1:1 ,12,14; Агг.2:4 ,21,23; Зах.4:6 ,7,9; Мат.1:12 ,13; Лук.3:27) — сын Салафиила (Федаии) из колена Иудина, потомок Давида. Библейский словарь Вихлянцева
  3. Зоровавель — Я, муж. Стар. редк. Отч.: Зоровавелевич, Зоровавелевна. Словарь личных имен
  4. Зоровавель — (с евр. Зеруббабель — "рожден. в Вавилоне") — известный вождь иудеев, под предводительством которого первая партия иудейских пленников возвратилась из вавилонского плена на родину. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона