Екклезиаст

(проповедник, по-еврейски когелет; Ек 1:1-12 и др.) — название книги известной под сим именем в составе свящ. книг канонических В. З. Написана Соломоном в последние годы его блестящего замечательного царствования. Состоит из 12 глав, и в ней, с одной стороны, изображается суета и ничтожество всего земного, которое само по себе не может доставить умирения и успокоения человеческой душе, потому что непостоянно и изменяется, как это и доказывает Соломон на основании собственного разнообразного опыта (1-6), а с другой стороны, указывается на отношение мудрого к миру. Возноситься выше земного к вечному и неизменяемому, среди земных превратностей искать себе счастья и успокоения в Боге, — вот истинная задача земной жизни мудрого (7-12). «Слова Екклезиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме (1:1), — так начинается свящ. книга. — Видел я все дела, какие делаются под солнцем, — продолжает проповедник, — и вот, все суета и томление духа (ст. 14). Я предпринял большие дела, — говорит он далее, — построил себе домы, насадил себе виноградники… приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня… собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей, завел себе певцов и певиц… Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им… И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их, и вот все суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!… И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом… И приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания… но узнал, что и это — томление духа. Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (1:1-18). В последней 12 главе, в прекрасной поэтической форме излагается описание постепенного приближения старости в жизни человека и затем его смерти. «И помни Создателя твоего в дни юности твоей, — так говорит Екклезиаст в заключение своей возвышенной книги, — доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить, нет мне удовольствия в них!…В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы (ноги и руки — старческая согбенность) и перестанут молоть мелющие (зубы), потому что их не много осталось; и помрачатся смотрящие в окно (глаза); и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха (старческая бессонница) и замолкнут дщери пения (глухота)… и зацветет миндаль (старческие седины) и отяжелеет кузнечик и рассыплется каперс (общий старческий упадок сил). Ибо отходит человек в вечный дом свой (гроб) и готовы окружить его по улице плакальщицы (скорбь об умершем). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, который дал его. Суета сует, все суета». В чем же истинное, возможное здесь на земле для человека довольство и счастье? Выслушаем сущность всего, так отвечает свящ. писатель на этот вопрос: «Бога бойся и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека. Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное — хорошо ли оно, или худо» (12:1-14).

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. екклезиаст — См. еклесиаст Толковый словарь Даля
  2. Екклезиаст — орф. Екклесиаст, -а и Екклезиаст, -а (библ.) Орфографический словарь Лопатина
  3. Екклезиаст — ЕККЛЕЗИАСТ (по-гречески — «оратор в народном собрании» или «проповедник в общине», перевод еврейского Koheleth) — одна из так наз. Литературная энциклопедия