Езекия

(сила Иеговы, крепость Господня): 4 Цар 16:20, 2 Пар 29:1 и др. — известный благочестивый царь иудейский, сын и преемник Ахаза. Ему было двадцать пять лет от роду при вступлении на престол, и первым делом его царствования было восстановление истинного богослужения и истребление всех памятников и обрядов идолопоклонства, в которое впал, было, народ иудейский в царствование Ахаза. Он уничтожил даже медного змия, сделанного Моисеем и находившегося в то время в Иерусалиме и сделавшегося было предметом суеверного поклонения (4 Цар 18:3-5). Езекия неутомимо стремился к тому, чтоб снова обратить иудеев к храму и истинному богослужению их отцов и вознаградить их за понесенные ими потери и поражения в предшествовавшее царствование. В первые годы его правления в соседнее с Иудеею царство Израильское вторглись Ассирияне и отвели в плен десять колен оного. Несмотря на трудное и угрожающее положение дел, Езекия, не желая признавать над собою власть Ассирии, отказался платить дань, наложенную на иудеев и которую платили они в царствование Ахаза, вследствие чего ассирийское войско с Сеннахеримом вторгнулось в его владения и стояло уже у стен Иерусалима. Это событие последовало в 14-й год царствования Езекии и подробно описано в 4 Цар 19 и в книге пророка Ис 36:1-22. Но грозный суд Божий не умедлил чудесно поразить войска нечестивых. «И случилось в ту ночь: — говорит писатель книги Царств, — пошел Ангел Господень, и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч» (ст. 35). Вслед за сим Сеннахерим бежал в Ниневию и через несколько лет был умерщвлен двумя своими сыновьями в капище Нисроха. Вскоре после своего чудесного избавления от Ассириян, Езекия тяжко заболел. Видя близость своего конца (Ис 38), обратившись к стене, он горячо молился Господу. Его печаль и молитву услышал Господь. Пророк Исаия предстал царю и обещал ему скорое, на третий день, выздоровление и подтвердил слова свои чудесным знамением: возвратилась назад на 10 ступеней солнечная тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. (См. Солнечные часы). Взяли пласт смокв, приложили к нарыву и Езекия выздоровел (4 Цар 20:7-11). Его сердечная благодарность к Господу, даровавшему ему чудесное исцеление, вылилась в словах умилительно трогательной молитвы: «Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней… Жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать, подобно ткачу, жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину… Как журавль, как ласточка, издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! тесно мне; спаси меня… Вот во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой. Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне; отец возвестит детям истину Твою» (Ис 38:10-19). Когда же по случаю чудесного исцеления Езекии пришли к нему с поздравлением послы от Вавилонского царя Меродаха Валадана и царь с некоторым тщеславием показал им все свои сокровища и богатства, то пр. Исаия возвестил ему, что все это достанется в добычу Вавилона, и что потомки его будут отведены в плен Вавилонский. Езекия со смирением принял это определение Божие и Господь отклонил гнев Свой на Иудею во дни его. Последние годы его жизни протекли в спокойствии, он мирно скончался после двадцати девятилетнего царствования на 56-м году своего жития (97 до Р. Х.) и, при всеобщей печали, с большим великолепием был погребен над гробницами сыновей Давидовых (2 Пар 32:33). Царствование Езекии несомненно есть одно из замечательнейших в истории царей иудейских. Дух Давида одушевлял его как в высоком благочестии, так и в любви к отечеству. Учреждения Езекии по благочестию напоминали Израильтянам времена Самуила и Давида (2 Пар 29:25). Он был благоуспешен во всех делах своих. Кроме побед его над Филистимлянами и чудесного избавления от руки Сеннахерима, к его времени относятся блистательные завоевания колена Симеонова в Аравии (1 Пар 4:38-43). Обладая великим богатством и славою, Езекия строил города и укрепления, проводил водопроводы; скотоводство при нем было в самом цветущем состоянии, и он возвеличился в глазах всех народов (2 Пар 32:23-30). 1 Пар 3:23 — сын Неарии, один из потомков Иуды. Соф. 1:1 — предок прор. Софонии. 2 Пар 28:12 — один из сынов Шаллума. 1 Езд 2:16 — Израильтянин, сыновья которого возвратились с Зоровавелем из плена. Неем 10:17 — Израильтянин, подписавший обязательство, составленное Неемиею. 2 Езд 9:14 — сын Феоканы. 2 Езд 9:43 — из начальников и глав народа во времена Ездры. У Неемии 8:4 стоит: Хелкия.

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЕЗЕКИЯ — Иудейский царь (725-696 до н. э.), см. Хизкия. Советская историческая энциклопедия
  2. Езекия — Езекия (евр. имя, имеющее несколько вариантов: Хизкия, Хизкияху, Йехизкия и Иехизкияху, «Яхве — моя сила»): 1) иуд. царь, сын Ахаза (4Цар 18-20; 2Пар 29-32; Ис 36-39), правивший в 725-697 гг. до Р. Х. Полагают, что прим. с 729 г. Библейская энциклопедия Брокгауза
  3. Езекия — Ез’екия (Иегова укрепляет) — а) благочестивый царь иудейский, сын и преемник Ахаза, царствовавший в Иерусалиме 29 лет (4Цар.18:2). При нем пало окончательно и было пленено Израильское царство. Библейский словарь Вихлянцева
  4. Езекия — И, муж. Стар. редк. Отч.: Езекиевич, Езекиевна. Происхождение: (Др.-евр. имя Ieizqiiahu — Яхве (бог) укрепит.) Именины: 10 сент. Словарь личных имен
  5. Езекия — Царь иудейский, один из лучших представителей дома Давидова в период разделения царства (жил за VII вв. до Р. Х.)... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона