Врачевание, врач

(Иов 13:4). В Библии слово врач в первый раз упоминается в Быт 50:2. Впрочем, есть некоторое основание предполагать, что врачи у Евреев существовали и прежде сего времени: так, например, обрезание над Исааком (Быт 21:4), акушерство (повивальные бабки) по случаю трудных родов Вениамина (Быт 25:17), очевидно производились лицами более или менее знакомыми с врачебными искусством (Быт 50:2). В особенности же врачебная наука процветала в Египте. Обучаясь премудрости египетской, Моисей, по всей вероятности, изучал и искусство врачевания. Египет, по замечанию Плиния, обиловал болезнями. Геродот говорит, что в Египте каждый врач занимался лечением какой либо одной болезни, и потому на берегах Нила практиковало великое множество врачей. Каждое семейство должно было иметь по каждой отдельной болезни особенного врача, как, например, по глазным, ушным, зубным и т. п., так что представляется неудивительным, когда мы читаем, например, в Быт 50:2 следующие слова: «И повелел слугам своим — врачам бальзамировать отца его» (т. е. Иакова), именно, что здесь употреблено множественное число, а не единственное. Египетское врачебное искусство славилось и в других странах. Персидские цари Кир и Дарий пользовались помощью египетских врачей. В Библии находится также довольно фактических указаний на то, что искусство врачевания болезней по различным видам их составляло особенную профессию (Прит 17:22, Иер 8:22, Иез 30:21, Мф 9:12, Лк 4:23, Кол 4:14). Конечно, означенная наука в древности была очень проста и не многосложна и состояла главным образом в лечении ран и наружных болезней: раны, например, очищали, обвязывали и смягчали елеем (Ис 1:6). Впоследствии, пользуя от наружных болезней, врачи могли ознакомиться и с внутренними (2 Пар 16:12), и даже с душевными (1 Цар 16:16). Бальзам Галаадский весьма ценился как целительное средство. Когда Аса сделался болен ногами, так что болезнь поднялась до верхних частей тела, то был осужден за то, что в болезни своей взыскал не Господа, а врачей (2 Пар 16:12). «Кровоточивая женщина, — по свидетельству ев. Марка, — много потерпела от многих, врачей» (Мк 5:26). Да и ев. Лука, будучи сам врачом, говорит о ней, что она, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена (Лк 8:43). Особенно же одобрительно о врачах и врачевании говорится в Ис. Сир 38:1-18, например, особенно замечательны следующие выражения: «Почитай врача честию по надобности в нем… Знание врача возвысит его голову… Господь создал из земли врачевства… ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его… и дай место врачу, ибо и его создал Господь… в иное время и в их руках бывает успех» и т. д. Наиболее употребительные в древности врачевства в болезнях кроме бальзама были следующие: елей или деревянное масло, иногда в соединении с вином (Лк 10:34), пластырь из смокв, прикладываемый к нарывам (4 Цар 20:7), — арабские врачи советовали употреблять его при всех созревших нарывах, — разные другие пластыри (Прем. Сол. 16:12), части животных, как, например, сердце, печень и желчь рыб против глазных болезней (Тов 6:5,9), мед, как мягчительное и очищающее зрение средство (1 Цар 16:25-29). В земле Израильской находились также и минеральные источники, из которых пользовались целебною водою при лечении различных болезней, как, например, царь Ирод (Древ. кн. XVII, гл. VI, 6-8).

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me