Вифлеем

(дом хлеба; Быт 35:19, Мих 5:1, Мф 2:1, Руф 1:2), называемый также Вифлеем Ефрафа (Мих 5:2), был столь малый и незначительный городок, в колене Иудином, что он даже не упомянут в общих списках городов Иудиных, как, например, Неем гл. 11. В этом городе родился Давид (Лк 2:4-11). Селение Химкам близ Вифлеема было обычным местом, из которого путешественники отправлялись в Египет (Иер 41:17). Город расположен на возвышенности, около 6-ти англ. миль к ю. от Иерусалима. Во все времена Вифлеем посещался и до последнего времени посещается множеством богомольцев. Вид на Вифлеем издали очень красив. Среди плодородных полей, окруженный со всех сторон холмами, он действительно представляет одну из живописнейших местностей Палестины. А сколько соединено с ним священно-исторических воспоминаний! Здесь погребена была Рахиль (Быт 35:16); здесь некогда, на полях Вифлеемских, Руфь собирала колосья. Он был местом рождения Давида, царя-пророка и псалмопевца, почему и называется иначе городом Давидовым (Лк 2:4-11) и сладкие воды Вифлеема часто освежали юношеские уста его. Но что важнее всего, в городе Давидовом родился Спаситель Христос Господь. Пресв. Дева Мария жила в Назарете, но, вследствие римской переписи, она должна была идти в Вифлеем, так как происходила из дома и потомства Давида и когда вместе с Иосифом остановилась здесь, то в это время родился Богомладенец Иисус, за неимением мест в гостинице положенный и повитый ею в яслях. Это преславное событие придает особое высокое, священное значение Вифлеему и его окрестностям, так как здесь Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин 1:14). Здесь, на полях Вифлеемских, явился Ангел пастырям, пасшим свои стада, и здесь же, в эту чудную ночь, раздавалось с небес Ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк 2:14). Сюда также, руководимые необыкновенною звездою, пришли Восточные мудрецы поклониться новорожденному Спасу мира. В настоящее время Вифлеем, известный под названием Бетлам, походит более на деревню, чем на город, с своими домами в развалинах, с тремя, или четырьмя тысячами жителей — арабов, занимающихся земледелием, садоводством, пчеловодством, или изготовлением различных мелких свящ. вещей образков, четок, распятий и др. священных предметов. Самый Вифлеем расположен на горе, в виде амфитеатра, от западного холма к восточному, и на сем последнем находится вертеп, или пещера Рождества Христова, известный христианам с самых первых веков, и потому издревле посещаемый. В IV веке св. равноапостольная царица Елена над пещерою Рождества Христова воздвигла великолепный храм в честь Богоматери, главный средний алтарь которого, возвышающийся на несколько ступеней, находится над самым вертепом. Он принадлежит Грекам. Из него, по 15-ти мраморным ступеням, входят в подземную церковь, которая и есть самая Вертеп-пещера. Месторождение Спасителя в полукруглой нише означено серебряною звездою с 14-ю лучами и рядом серебряных лампад. Здесь стол, алтарь и мраморная доска служат престолом, на котором совершается Божественная литургия. В нескольких шагах от места Рождества Христова, справа, находится особая пещера с яслями, где покоился Богомладенец Иисус. Ясли, высеченные в природном камне, обложены белым мрамором. В означенном храме находятся и еще несколько пещер и алтарей, таковы: пещера, где обитал св. прав. Иосиф, пещера, в которой погребены невинно избиенные Иродом Вифлеемские младенцы, келия и гробница блаженного Иеронима и др. В окрестностях Вифлеема указывают много и других достопримечательных мест и древних памятников, как-то: в долине Рефаимской дом Симеона Богоприимца; недалеко от Вифлеемской дороги указывают отросток теревинфового дерева, под которым, по преданию, отдыхала Пр. Дева на пути из Вифлеема в Иерусалим. Не доезжая Вифлеема, при спуске в долину, находятся гробница и памятник Рахили над коими стоит теперь мусульманская молельня; далее за оврагом видны развалины древней Рамы, напоминающей трогательные слова Свящ. Писания: «глас в Раме слышан, плачь и рыдание и вопль великий: Рахиль плачет о детях, своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер 31:15, Мф 2:18 и др.).

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Вифлеем — (английское Bethlehem; на иврите и арамейском – "дом хлеба"), город в Палестине, в 7 км к Ю. от Иерусалима. 25 тыс. жителей (2003), в осн. арабы (ч. из них христиане). С 1995 г. контролируется палестинской администрацией. Словарь географических названий
  2. ВИФЛЕЕМ — (русифицированная форма др.-евр. Бетлехем) — хананейский, позднее иудейский город в Палестине на Ю. от Иерусалима. Ныне — Бейт-Лахм (68 т. ж., 1961), Иордания. Осн., вероятно, ок. сер. 2-го тыс. до н. э. Иногда назывался В. Иудейским, в отличие от одноим. Советская историческая энциклопедия
  3. Вифлеем — Вифлеем («дом хлеба»): 1) город колена Иуды, назв. так за плодородие окрестных земель (см. Руфь 2), граничивших с иуд. пустыней. В док-тах архива Телль-Амарны (XIV в. до Р. Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. ВИФЛЕЕМ — ВИФЛЕЕМ (церковнославянское; древнееврейское Бетлехем — современное Бейт-Лахм) — город в Палестине, к югу от Иерусалима. Согласно Библии, родина царя Давида и место рождения Иисуса Христа. Большой энциклопедический словарь
  5. Вифлеем — Славянская передача греческой транскрипции древнееврейского названия Бетлехем, современного Бейт-Лахм (Иордания). В евангельской традиции В. — место рождения Иисуса Христа. Большая советская энциклопедия
  6. Вифлеем — Город на зап. берегу р. Иордан, к Ю. от Иерусалима. Совр. араб. назв. Бейт-Лахм, иврит Бет-Лехем, русск. традиц. Вифлеем; согласно Библии — место рождения Иисуса Христа. Предполагаемая этимология др.-евр. 'дом хлеба'. См. также Белен, Бетлехем. Топонимический словарь
  7. Вифлеем — Вифле’ем (дом хлеба) — а) город в уделе Иудином в нескольких километрах на юг от Иерусалима. Живописно расположен на скалистой возвышенности среди полей и садов, являя собой чудесный контраст Иудейской пустыне на восток от этого места. Библейский словарь Вихлянцева