Терпение, терпеливый

I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

В греч. тексте понятие «терпение» передается разными словами: макротюмиа означает Божье великодушие и долготерпение, анохе — упорство людей в следовании за Богом, их стойкость в перенесении бед (греч. гюпомоне).

II. БОЖИЕ ТЕРПЕНИЕ

1) Божие отношение к людям определяется Т. Еще в ВЗ говорится, что Бог «медлен на гнев». Божье долготерпение (Исх 34:6; Чис 14:18; Неем 9:17; Пс 102:8; 144:8; Иоил 2:13; Наум 1:3 и др.) в полной мере осмысливается лишь в НЗ (Рим 2:4 и след.; 2Пет 3:9 и след.). Господь терпелив (Мф 18:25 и след.), Он «с великим долготерпением щадил сосуды гнева... дабы вместе явить богаство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» (Рим 9:22,23);

2) своей вершины Божье Т. достигает в Иисусе Христе (1Тим 1:16). Т. Бога объясняется Его желанием спасти всех людей (1Тим 2:4; 2Пет 3:9). Но и оно имеет свой предел — «день ... праведного суда от Бога» (Рим 2:5; 2Пет 3:9 и след.). Время, остающееся до того момента, когда на людей обрушится Божий гнев (Еф 5:6; Откр 6:16 и след.), нельзя назвать временем «промедления» Господа с исполнением обетований (2Пет 3:9, 15), оно является временем милости и долготерпения. Если человек не принимает Божьего правосудия, предоставленного даже тем, кто жил до прихода Иисуса Христа (1Пет 3:20), то он «сам себе собирает гнев на день гнева» (Рим 2:5; Кол 3:6; 2Пет 3:10), ибо Божье Т. заканчивается.

III. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕРПЕНИЕ

В НЗ верующим приходится проявлять Т., укрепляться во всяком Т. и великодушии (Кол 1:11), в кротости и долготерпении (Кол 3:12). Церковь Христова, подобно своему Господу (Мф 10:24 и след.), страдает от гонителей и противников. Это подтверждается четко просматриваемой в НЗ связью Т. со скорбью (Рим 5:3), искушением (Иак 1:2-4), страданиями (2Кор 1:6), нуждами, бедствиями (2Кор 6:4), гонениями (2Фес 1:4). Т. необходимо для совершенствования Церкви (2Фес 1:5; ср. Флп 1:28), для свидет-ва Христова в этом мире (2Кор 6:4; Флп 1:29). Призванная к Т. (1Тим 6:11; 2Тим 3:10; Иак 1:4), Церковь взирает на Того, Кто Сам выдержал все страдания и гонения, Кто терпел на кресте, на «Бога терпения и утешения» (Рим 15:5). Это Т. — не безвольное подчинение обстоят-вам, а соучастие в осуществлении Божьей воли и деятельное ожидание победы Господа, все преодолевающего и дающего силу преодоления Своим чадам (Рим 8:37). Т. — это плод веры (Иак 1:3), это дар Господа, как говорит Его Слово (Рим 15:4; Откр 3:10). Через Т. возрастают радость христианина, его надежда и опыт (Рим 5:4 и след.; 15:4; Кол 1:11). Верность и Т. — это залог грядущего спасения, обретения венца жизни (Лк 21:19; Евр 10:36 и след.; Откр 2:10).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me