Светильник, подсвечник

I.

Для освещения жилого помещения свечу устанавливали на подставку — подсвечник (Мф 5:15). Найденные в Мегиддо подсвечники представляют собой конструкцию, в основании к-рой лежит бронзовый круг с укрепленными на нем прутьями, соединенными затем в стержень. Стержень украшен изображениями птиц или жен. фигурами. Похожий подсвечник был обнаружен и при раскопках в Васане.

II:

1) С. для скинии собрания (Исх 25:31-40; 37:17-24; 40:24; Лев 24:2-4) был изготовлен из чистого золота. Он состоял из подставки, стержня и шести рожков, располож. т.о., что вместе со стержнем С. имел семь рожков одинаковой высоты. На каждом из шести рожков, попарно отходивших от стержня, были укреплены по три чашечки в форме цветка миндаля. На среднем стержне имелись четыре подобные чашечки, каждая из к-рых находилась под тремя парами рожков, а четвертая — сверху, непосредств. под свечой. К подсвечникам прилагались семь лампад, а также щипцы и лотки (Исх 25:37,38; 37:23), к-рыми пользовались при чистке фитиля. Вес золота, использов. при литье, составлял 1 талант (около 35 кг). Образец золотого С. был показан Моисею на горе Синай (Исх 25:9,40). Какую высоту имел стержень, определить невозможно, но, вероятно, он был выше стола для хлебов предложения. На семи рожках ук-реплялись семь лампад — наполненных елеем чаш, — в каждой из к-рых горел фитиль. Первосвященник утром чистил С. и зажигал его вечером, так что, вероятно, он горел только ночью (ср. Исх 27:20,21; 30:7,8; Лев 24:2; Чис 8:2,3; ср. 1Цар 3:3). Во времена Иосифа Флавия три лампады могли гореть и днем;

2) во время освящения храма Соломона С., вероятно, находился среди утвари, принесенной из скинии собрания (ср. 3Цар 8:4; 2Пар 5:5), но конкретно он не упоминается; в храме на его месте было установлено десять новых С. (3Цар 7:49; 2Пар 4:7). В послепленный период в храме вновь стоял лишь один золотой С., но и он был похищен Антиохом IV Эпифаном (см. Маккавеи; 1 Мак 1:21); новый С., установленный Иудой Маккавеем (1Мак 4:49), после разрушения см. Храма Ирода был перенесен в Рим. Судя по изображению С. на триумф. арке Тита в Риме (к-рое, однако, по утверждению Иосифа Флавия, неточно), этот С. в нек-рых деталях отличался от С., описанного в книгах Моисея;

3) во времена позднего иудаизма в синагоге, возле ковчега с Торой, стояли два семирожковых С.; помимо этого, подобные подсвечники часто изображались в качестве символов в гробницах, синагогах и на предметах утвари.

III.

Золотой С. с семью лампадами, питаемыми елеем духа (Зах 4), символизирует Церковь Господа (Откр 1:4,12,20). см. Свет.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me