Рассеяние

I.

Слово «Р.» (греч. диаспора (Ин 7:35)), обозначает расселение иудеев (см. Иудеи, иудаизм) за пределами Ханаана, обетов. и даров. им Господом земли. Библия рассматривает Р. как суд Божий (Втор 4:27; Иез 36:19; Зах 7:14). Благодаря Р. другие народы узнали о Боге Израиля и об иуд. Законе (Деян 15:21), однако Иисус критически относился к миссионерскому рвению иудеев диаспоры (см. Прозелиты) (Мф 23:15). Только проповедь Евангелия действительно принесла спасение «богобоязненным» из язычников (Деян 10:1-6; 13:43; 14:1; 16:14; 17:4).

II:

1) первые компактные поселения иудеев за пределами Палестины относятся к весьма раннему времени. В IX в. до Р. Х. в сир. столице Дамаске существовала иуд. колония, к-рой был отведен особый квартал. Вероятно, в VII в. до Р. Х. подобные поселения существовали и в Египте. Но возникновение основной диаспоры относится ко времени насильств. выселения иудеев из Палестины после падения Северного, Израильского (733-732 гг. и 722 г. до Р. Х.), и Южного, Иудейского, царств (586 г. до Р. Х.; см. Плен). Переселенцы в большинстве своем, видимо, прижились на выдел. им землях; на родину вернулось меньшинство. Самым крупным местом расселения евреев стала Месопотамия (см. Масоретский текст см. Мишна см. Таргум). Вторым центром евр. диаспоры несколько позднее стал Египет, в частн. Александрия;

2) второй важный период расширения диаспоры — это эпоха эллинизма (IV-II вв. до Р. Х.). Распространение диаспоры в это время было обусловлено гл.обр. двумя причинами:

а) во-первых, торговля евр. рабами, к-рые в результате постоянных войн из-за Палестины между Сирией и Египтом тысячами поступали на невольничьи рынки. Поскольку евреи оказывались умными, надежными и умелыми работниками, то многим из них быстро удавалось выкупить себя из рабства: свободные евреи образовывали в городах общины, чтобы совместно совершать богослужения. Общины формировались вокруг синагог (см. Синагога) или молитв. домов (Деян 16:13). Там, где такие общины уже существовали, их члены приходили на помощь вновь прибывшим рабам-иудеям, выкупая их; т.о. общины постоянно расширялись;

б) вторая причина — воен. служба иудеев в войсках иноземных властителей. Иудеи пользовались славой храбрых воинов и надежных подчин.; кр. того, было известно их усердие при распашке необработ. земель. Евреи образовывали воен. и земледельческие поселения, больше всего их было в зап. части Египта, на границе с Иудеей. Евреи несли службу по защите границы. Особую известность в этом отношении получила евр. колония Элефантины, где был выстроен иуд. храм. В силу своей надежности, члены колонии привлекались и к службе в речном надзоре на Ниле, и на таможне, где взимали пошлины. Средоточием евр. жизни в Египте была Александрия, где евреи во времена земной жизни Иисуса населяли два из пяти городских районов и их численность составляла 100 тыс. человек. Здесь была создана см. Септуагинта (LXX). Евреев этой эпохи, проявлявших выдающиеся ратные способности и служивших в армиях многих гос-в, можно сравнить со швейцарскими воинами средневековья. Какой оценки заслуживали израильтяне, видно из письма сир. царя Антиоха III Великого (222-187 гг. до Р. Х.) его сатрапу в Лидии. В письме говорится: «Я решил переселить 2 тысячи еврейских семей из Месопотамии и Вавилонии, чтобы разместить их в важнейших местах и гарнизонах ... ибо мои предки испытали их верность и надежность как подчиненных». Позже сир. царь Деметрий I (162-150 гг. до Р. Х.) просил у Маккавея Ионафана 30 тыс. человек для своей армии;

3) для след. отрезка жизни иуд. диаспоры определяющее значение имело покорение римлянами стран восточного Средиземноморья. После завоевания Палестины (63 г. до Р. Х.) Помпей привел в Рим большое число плен. иудеев. Использование воин. доблести иудеев к этому времени отступило на второй план, хотя, напр., Антипатр, отец Ирода Великого, со своими войсками, в к-рых были только израильтяне, пришел на помощь Цезарю в Египте, когда тот оказался в трудном положении, за что снискал благодарность. Имп. Август после своей победы под Акциумом (31 г. до Р. Х.) подтвердил предоставл. иудеям привилегии — их собрания были единств. разреш. богослужением, независимым от языч. гос. религии. Живший в то время греч. географ Страбон писал о евреях: «Они получили доступ во все государства; нелегко найти во всем мире хотя бы одну область, где этот народ не был бы принят и не занял ведущего положения» (ср. Деян 2:9-11). Евр. поселения появились на юж. берегу Черного моря (Деян 18:2) и даже в Крыму — от тех времен сохранились евр. надписи, вып., правда, на греч. языке;

4) разрушение Иерусалима рим. имп. Титом в 70 г. по Р. Х. привело к утрате евреями собств. государственности. Человеческие потери были чудовищными: по данным Иосифа Флавия, евреи оплакивали свыше миллиона своих погибших собратьев, в то же время 97 тыс. евреев были проданы в рабство, в результате чего в конечном итоге иуд. общины в диаспоре вновь увеличились. Но в Палестине все еще проживало довольно много евреев, что позволило им предпринять новую попытку освободиться от рим. господства, выразившуюся во втором иуд. восстании под предводит-вом Бар-Кох-бы (132-135 гг. по Р. Х.). После кровавого подавления этого восстания имп. Адриан запретил евреям ступать на тер. Иерусалима; большая часть населения страны была продана в рабство. Но несмотря ни на что, до VI и VII вв. евреи в Палестине доказывали свою жизн. силу. Религ. центры иудеев располагались на севере страны — в Галилее и Тивериаде. В эти столетия раввины письменно изложили Мишну (см. Мишна) и см. Талмуд и установили канонич. текст ВЗ (см. Масоретский текст). Связи с диаспорой поддерживались постоянно, многие евреи мечтали быть погреб. в земле обетованной. Свидет-вом этому является город захоронений в Бет-Шеариме, в 14 км зап. Назарета. Но в эпоху средневековья, во времена крестовых походов, иудеи окончат. утратили свою родину в Палестине, и практич. весь народ стал жить в Р.

III.

Только после основания гос-ва Израиль в 1948 г. иудеи вновь обрели свою историч. родину, к-рая, однако, до сих пор приняла лишь малую часть евр. народа. В этом проявляется исполнение ветхозаветных обетований о том, что Господь вновь соберет Свой народ (Иер 31:10; Иез 37), но об окончании Р. говорить пока рано. см. Израиль (IV) см. Иудеи, иудаизм (V).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. рассеяние — -я, ср. 1. Действие по глаг. рассеять (во 2, 3, 4 и 5 знач.); действие и состояние по знач. глаг. рассеяться. Рассеяние неприятеля. Рассеяние облаков. Рассеяние подозрений. □ Для рассеяния пучка света Чиколев предложил применять экран из обычного стекла. Малый академический словарь
  2. рассеяние — Рас/се́/я/ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  3. рассеяние — орф. рассеяние, -я Орфографический словарь Лопатина
  4. рассеяние — Процесс, в котором луч (или часть луча) электромагнитного излучения или частиц отклоняется от начального направления движения без какого-либо поглощения или излучения. Большой астрономический словарь
  5. Рассеяние — (Ин 7:35) — это слово обычно прилагается к Иудеям, которые после отведения в плен и окончательного разрушения их св. града, рассеялись всюду на в. и з., как то можно видеть из событий в день Пятидесятницы. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  6. рассеяние — Расс’еяние (греч. — диаспора) (Иоан.7:35 ; Иак.1:1) — совокупность израильтян и иудеев, разбросанных в разное время по многим землям и странам, как после вавилонского плена, так и до него (·срн. Ис.11:12 ; Ис.56:8 ; Соф.3:10 ; 1Пет.1:1). (см. еврей, Еллинское рассеяние) Библейский словарь Вихлянцева
  7. РАССЕЯНИЕ — РАССЕЯНИЕ, в физике — отклонение ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ частицами. Когда частица значительно больше длины волны, рассеяние состоит из смешения ОТРАЖЕНИЯ и ПРЕЛОМЛЕНИЯ, а величина рассеяния практически не зависит от длины волны. Научно-технический словарь
  8. рассеяние — РАСС’ЕЯНИЕ, рассеяния, ср. (·книж. ). 1. только ед. Действие по гл. рассеять в 3, 4 и 5 ·знач. Рассеяние подозрений. 2. только ед. Действие и состояние по гл. рассеяться во всех ·знач., кроме 5. Рассеяние света. Рассеяние энергии. 3. (мн. — ·устар. ). Толковый словарь Ушакова
  9. рассеяние — РАССЕЯНИЕ -я; ср. к Рассеять (2-3, 5-6 зн.) и Рассеяться. Р. неприятеля. Р. облаков. Р. подозрений. Р. пучка света. Р. солнечных лучей в атмосфере. Искать рассеяния. Толковый словарь Кузнецова
  10. рассеяние — рассеяние I ср. разг. 1. Процесс действия по гл. рассеять I, рассеяться I, рассеивать I 2., рассеиваться I 2. 2. Результат такого действия; рассеивание I 2. II ср. разг. 1. Процесс действия по гл. рассеять II 1., рассеяться II 1., рассеивать II... Толковый словарь Ефремовой